Славянский календарь
ОСЕНЬ
Теплая осень – к долгой зиме.
Осенью серенько утро, так жди красного денька.
Если с дерева лист не чисто спадет – будет холодная зима.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
Лист хоть и пожелтел, но отпадает слабо – морозы наступят не скоро.
Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая
весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Появились опенки – лето кончилось.
Хлебород – перед строгой зимой.
Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко
– так малы снега будут.
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлет пошла.
Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.
Если луга опутаны тенетником, гуси гуляют стадами, скворцы долго не
отлетают, а зайцы долго не белеют, то осень будет протяжная и
вёдреная.
Куры начинают линять рано осенью – к теплой зиме.
Пчелы осенью плотнее леток воском залепляют – на холодную зиму,
оставляют его открытым – к теплой зиме.
Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
Большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму.
Если в зайцах много жиру, то зима будет суровая.
Если мыши во льну гнездо совьют, то в зиму большие снега будут.
Если мыши отрывают норы на теплую сторону – зима суровая.
Кроты и мыши делают большие запасы – к суровой и снежной зиме.
Если кроты с осени натаскивают в свои норы много жнивья или соломы –
зима предстоит холодная.
СЕНТЯБРЬ
Хмурень, ревун, зоревник
Холоден сентябрь, да сыт.
Холоденек батюшка-сентябрь, да кормить горазд.
Сиверко, да сытно.
Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь.
В сентябре синица просит осень в гости.
Батюшка-сентябрь не любит баловать.
Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!
В сентябре держись крепче за кафтан.
В сентябре шуба за кафтаном тянется.
Считай, баба, осень с сентября по шапкам да по лаптям.
Зажигай огонь с сентября в избе и на поле.
В сентябре и лист на дереве не держится.
В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
У мужика в сентябре только те и праздники, что новые новины.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его
сгонит, журавля летят высоко, не спеша и «разговаривают» – будет стоять
хорошая осень.
Сентябрь – ревун, от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей.
Много тенетника на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
Паутина стелется по растениям – к теплу.
Осенний тенетник – на ясную погоду, на вёдро.
Много желудей в сентябре на дубу – к лютой зиме.
Если в этом месяце на дубах будет много желудей, то ожидай и много снегу
перед Рождеством.
Частые и сильные туманы, бывающие в сентябре, особенно без ветра,
причиняют различные болезни людям слабого здоровья.
В этом месяце погода начинает смотреть «сентябрем».
1 СЕНТЯБРЯ
Андрей Стратилат – тепляк
Бабье лето.
В степных местах наблюдают в этот день течение ветра; если дует с юга,
тогда говорят: «Пошли овсы на спех».
Батюшка юг пустил ветер на овес.
Ветер, дующий в этот день с юга, обещает хороший урожай овса.
Стратилатов день приспел – овес поспел.
2 СЕНТЯБРЯ
Самуил
Самойлин день – бога о мужике молят.
3 СЕНТЯБРЯ
Фаддей
Если этот день будет ясный, то надобно ожидать, что еще четыре
недели будет хорошая погода.
4 СЕНТЯБРЯ
Агафон-огуменник
Полагают, что этого числа в ночь леший выходит из и бегает по селам
и деревням, дурит и раскидывает снопы по гумнам.
Видом своим леший напоминает человека, может принять облик знакомого,
родственника. Но если внимательно приглядеться, можно узнать его: на нем
почти всегда красный кушак, «левая пола кафтана запахнута за правую, а
не наоборот, как все обычно носят; обувь перепутана – правый лапоть
надет на левую ногу, левый – на правую. Глаза у лешего зеленые и горят,
как угли» (Ярославское Пошехонье).
5 СЕНТЯБРЯ
Луппа-брусничник
Святого Луппа – мороз овсы лупит.
Луппы льны или овес лупят.
Начинаются утренники, вредные для овса и льна, и потому спешат убрать
тот и другой.
Лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую семя летит.
Как Калина (11 августа) закалинит, так и Луппа залупит – утренник будет.
На Луппа брусника поспела, и овес отбронел (дошел).
Если доспевает брусника, то и со жнитвом овса надо торопиться.
Если на Луппу журавли на юг потянули – зима наступит ранняя.
Если журавли летят низко, то зима теплая, если высоко – то холодная.
Журавли летят низко, быстро, молчком – жди скорого ненастья.
7 СЕНТЯБРЯ
Тит и Варфоломей
Пришел Варфоломей – жито на золу сей.
Святой Тит последний гриб растит.
Гриб да огурец в животе не жилец.
Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами.
Как пирог с грибами, так все с руками, а как плеть с узлом, так и прочь
с кузлом.
Мы люди простые, не гордые: нету хлеба – подавай пироги.
Назвавшись груздем, полезай в кузов!
На окошке грибы не растут.
Не смейся, горох, не лучше грибов, грибы поджарим, тебя отставим.
Кто пораньше встает – тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут
после за крапивой.
Большой урожай грибов в течение лета предвещает продолжительную зиму.
Грибы грибами, а молотьба за плечами.
Пошла бы кума в лес за грибами, да навстречу ей медведь с зубами.
Бояться волков – быть без грибков.
Не всякий гриб в лукошко кладут.
Недороги обабки, дороги прикладки.
С маслом да со сметаной грибы есть хорошо.
При царе Косаре, когда грибы воевали.
8 СЕНТЯБРЯ
Наталья-овсяница
В этот день в одних местах закашивают овес, в других оканчивается
уборка овса.
Холодный утренник предвещает раннюю и холодную зиму.
Варят овсяный кисель да пекут блины.
Не вырастет овес – наглотаешься слез.
Не кони везут, овес везет.
Не погоняй кнутом, погоняй мешком!
Овесец и чистит и гладит.
У сытого коня восемь ног.
10 СЕНТЯБРЯ
Анна и Савва скирдники
Спешат убрать хлеб в скирды.
Хлеб складывают в одонья, клади, скирды.
11 СЕНТЯБРЯ
Иван постный, полетний, полетовщик
Иван постный пришел, лето красное увел.
Иван постный – осени отец крестный.
С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.
Иван Предтеча гонит птицу за море далече.
На Ивана Крестителя журавли пошли на юг – к ранней зиме.
С Ивана постного убирали репу.
«Репный» праздник отмечался без песен, но обильной едой и угощением
нищих, бедных странников.
Иван постный – последний срок стлать лен на стлищах (Воронежская
губ.).
Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на Ивана
постного – коренья.
Иван «постный», «полетний» – это народные названия церковного праздника
Усекновения главы Иоанна Крестителя. С библейской легендой, лежащей в
основе этого праздника, связаны запреты на еду всего круглого, на пение
и пляски.
Соблюдался строгий пост, нельзя было употреблять в пищу яблоки,
картофель, капусту, арбузы, лук, то есть то, что напоминает голову;
считалось грехом брать в руки нож и резать что бы то ни было. Не поют
песен и не пляшут, потому что Иродова дочь плясанием и песнями выпросила
отрубить голову Иоанна Крестителя.
12 СЕНТЯБРЯ
Свытник
Вот и последнее стелище на льны приспело и овес убран.
До этого дня были оставлены на корню на ниве ячменные стебли еще с
августовского жатвенника.
Был обычай завивать ячменные стебли со льняными да овсяными,
заговаривать ниву на будущий урожай.
Теплый вечер и звездная ночь – к урожаю.
13 СЕНТЯБРЯ
Куприян
На Куприяна начинают дергать корнеплоды (кроме репы), копают
картофель.
Как известно, картофель в России вошел в употребление только в XVIII
веке, но довольно быстро стал одной из важнейших сельскохозяйственных
культур.
14 СЕНТЯБРЯ
Симеон Столпник, Семен-летопроводец, Семен-день; Марфа
Если на. Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла.
Если Марфа грязна вышла, то осень должна быть дождливой (Пинежъе).
На Семен-день ветер дует из южного края – будет зима гнилая или теплая.
Если на Семен-день ветер из-под солнца, зимой ветры будут с севера
(Воронежская губ.).
Сухая осень, коли на Семен-день сухо.
На Семеновы осенины много тенетника – осень долгая да ясная.
На Семена ясно – осень вёдреная (Тульская губ.).
Если много тенетника, дикие утки садятся, а скворцы не отлетают – осень
протяжная и сухая.
Если гуси улетают на Семен-день, жди ранней зимы (Подмосковье).
После Семена журавли отлетают в теплый край.
На Семена Столпника, ласточки ложатся вереницами в озера и колодцы.
На Семен-день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты.
В этот день черт меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько
выпустить; для этого воробьи все собираются к нему, и потому в
Семен-день их нигде нельзя увидеть.
Время с Семена-дня по 21 сентября называется бабьим летом.
Если первый день бабьего лета будет ясный и теплый, то и вся осень будет
теплая и вёдреная, и наоборот.
Бабье лето ненастно – осень сухая.
Семен лето провожает, бабье лето наводит.
На Семен-день ясно – бабье лето теплое.
С бабьего лета – бабий праздник и бабьи работы.
Поскольку с середины XIV века до 1100 г. начало года на Руси
отсчитывали с 1 сентября, а день Симеона Столпника по старому стилю
приходился на 1 сентября, с ним связано большое количество начинаний или
завершений разного рода работ, сроков и т.п.
С Семена начинались засидки, то есть работа в избах при огне.
Под Семен-день вечером гасят старый огонь, а утром вытирают новый из
дерева.
Яровое обязательно убирается к Симеону Столпнику.
Коли на Семен-день не убрали колосовые, считай, пропал урожай: зерно
выпало наземь.
На Семен-день последний посев ржи. Семен-день – семена долой, то есть
семена сами выпадают из колосьев (Воронежская губ.).
Семен-день – семена долой: грех хлеб сеять.
В Семенов день севалка с плеч.
При этом во многих местах озимый посев указан на Семенов день.
В Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони.
Присловье это понимали по-разному: либо как намек на то, что с
наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто
сменяется холодом и ненастьем, либо как напоминание о завершении работ с
землей.
До обеда паши, а после обеда руками маши.
В Семен-день с головней на постать ходи: начинаются холода.
С Семена начинают мочить коноплю, сушить и мять лен.
Мни лен доле, волокна будет боле.
Лен стели к бабьему лету, а подымай к Казанской (4 ноября)
(Нижегородская губ.).
Там, где имеются бахчи, в этот день снимают с гряд дыни, арбузы, а также
начинают копать картофель.
В половине сентября страда обыкновенно кончается, отворяют ворота в поле
и пускают скот. До уборки хлеба ворота заперты, и скот ходит в поскотине
(Тюменский край).
На Симеона Столпника солят огурцы.
В старину на Летопроводца в сельском быту оканчивались все торговые и
хозяйственные договоры и сделки.
В Древней Руси Семен-день имея значение юридическое. Этот день был
сроком для взноса государственных податей и для явки к суду по делам
тяжебным и к судебному свидетельству.
В течение долгих веков сохранялся обычай на день Симеона сажать на коня
мальчика «при переходе от младенчества (по четвертому году)».
На Семена дитя постригай и на коня сажай и на ловлю в поле выезжай.
Первый праздник псарных охотников, выезд в отъезжее поле.
Охотники на Семен-день притравливали зайцев.
С Семена-дня до Гурия (28 ноября) – свадебные недели.
Для парня посвататься – все равно, что дровней попросить: не дадут в
одном месте, дадут в другом.
Сватались к девушке тридцать с одним, а быть ей за одним.
Девка на поре, женихи на дворе.
Переходы в Семен-день на новоселье – счастье и веселье.
На Семена хоронят мух и тараканов (чтобы пропали).
В Семен-день зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних
насекомых, чтоб не водились в доме (Тамбовская губ.).
Убьешь муху до Семена-дня – народится семь мух; убьешь после Семена-дня
– умрет семь мух.
15 СЕНТЯБРЯ
Мамонт-овчарник. Федот и Руфина
Федот и Руфина – не выгоняй со двора поутру скотину: выгонишь – беду
нагонишь.
Мамонт – покровитель овец и коз. Причиной такой «специализации» этого
святого явился «Пролог», в котором сказано, «что когда святой Мамонт жил
в пустыне, то ему особенную услугу оказывали дикие овцы. Они сами
приходили к нему, и он доил их и приготовлял сыры, которыми не только
сам питался, но и торговал ими, раздавая вырученные деньги бедным и
неимущим».
После окончания всех полевых работ полная свобода дается парням, на долю
которых выпало идти в рекруты. До самого набора (обычно в ноябре) они
освобождались от работ, гуляли в нарядной, праздничной одежде,
поочередно ходили друг к другу в гости.
16 СЕНТЯБРЯ
Василиса, Домна
Василиса – со льнами торопися.
На Домну бабы собирают в дом всякую рухлядь, чтобы приобрести
благополучие на осень.
Во многих местах особенно уважают старые, изношенные лапти, которые
считаются верным средством от сглаза.
17 СЕНТЯБРЯ
Богородица Неопалимая Купина. Луков день
Неопалимая Купина считается охранительницей от пожара и молнии.
Она может уберечь от пожара, но может и наслать гром, молнии, огонь и
камни с неба, как Илья-пророк.
Крестьяне молились Неопалимой Купине о защите дома и скота от огня.
На Неопалимую Купину начинают выкапывать лук из гряд.
18 СЕНТЯБРЯ
Захария. Изгнание Кумахи
Рожденного в день Кумахи нанимали в пастухи. Считалось, что он
владеет заговорами.
Верили, что рожденного в этот день Кумаха не зацелует.
Этот день счастливый для предсказаний.
19 СЕНТЯБРЯ
Михаил
Михайловские утренники.
День укоротился уже на 5 часов.
На. Михаилу нельзя работать – бог накажет.
20 СЕНТЯБРЯ
Созонт
Начиняется уборка лука повсеместно.
Идет торг репчатым луком. Лук добро и в бою и во щах.
Лук от семи недуг.
Лук да баня все правят.
Много одежки на луковицах – быть зиме холодной.
21 СЕНТЯБРЯ
Рождество Богородицы. Осенины. Оспожинки
Как и в день весеннего равноденствия, в этот день обновлялся в избах
огонь – старый гасили, а новый возжигали.
Вторая встреча осени.
Луков день (Ярославская, Вологодская губ.) – собирают лук с гряд.
Пасиков день (Пензенская, Саратовская губ.) – убирают пчел с пасек или
пчельников.
С рождества Богородицы – луковая неделя, женщины убирают лук.
В этот день ужи сушатся на дорогах, и потому ходить опасно.
Женщины встречают осень у воды.
К новобрачным идет в гости родня.
Оспожинки – это, по существу, праздник урожая: «оспожинки справляются
иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем
продолжительнее праздник», отмечаемый хождением в гости, широким
хлебосольством. Обязательным считалось приглашение молодых к родителям
(тестю и теще) вместе со свекром и свекровью для установления и
скрепления добрых, мирных отношений между семьями сватов и между
невесткой и родителями мужа.
Внуки нередко остаются у бабушки с дедушкой на несколько дней после
праздника.
22 СЕНТЯБРЯ
Поднесеньев день. Иоаким и Анна
От новобрачных – круглый пирог и свату, и родне.
Молодые соседей зазывали: "К нашей хлеб-соли, милости просим!"
Чествовали солнце, молили светозарнее накопить сил и отогнать
подступающую к воротам потемь.
23 СЕНТЯБРЯ
Петр-Павел-рябинники
«Срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу. Часть рябины
предусмотрительно оставляли на кусту – дроздам-рябинникам,
снегирям-краснозобам и всякой другой птице».
Если рябины в лесу много – осень дождливая, если же мало – сухая.
Как рябины много уродилось, то сыра осень будет; а как нет горазно, то
суха осень живет (Пинежье).
«Много ягод на рябине предвещает строгую зиму,.. посему и заготавливают
тогда рябинный квас, слабительный и прохладительный, предсказывая на
зиму воспалительные болезни, неразлучные со строгою зимою».
24 СЕНТЯБРЯ
Федора-обдёра, замочи хвосты
В Федору лето кончается, осень начинается.
Третья встреча осени.
Не каждое лето до Федоры дотянет.
Если пчелы заводят в другой раз летку, то будет продолжительная и теплая
осень (Воронежская губ.).
Становится слякотно, все чаще идут дожди: Федора – замочи хвосты.
Осенние Федоры подол подтыкают, а зимние Федоры (12 января) платком рыло
закрывают.
Федоры-обдеры: обивается оставшийся на корню хлеб.
В этот день осень ездит на гнедой кобыле.
Преподобная Феодора – всякому делу аминь.
Ходят смотреть озимые всходы.
Не хвали сусло, а хвали пиво; не хвали озимей, а хвали жниво.
Озимь в сусек не кладут.
25 СЕНТЯБРЯ
Артамон
На Артамона змеи уходят в леса и прячутся.
26 СЕНТЯБРЯ
Корнилий
С Корнилья корень в земле не растет, а зябнет.
Убирают все корневые овощи – картофель, брюкву, морковь, хрен и т.д.,
кроме репы.
27 СЕНТЯБРЯ
Воздвиженье
В Здвиженье сивер, так лето тепло будет.
Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня так или иначе
связаны со словом сдвигаться» (вдвинуться»), от которого, вероятно,
крестьяне производили и само название церковного праздника, давшее
наименование дню 14 (27) сентября.
Здвиженье – хлеб с поля на гумно движется.
Воздвиженье – последняя копна с поля двинулась.
Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.
На Воздвиженье зазимки – мужику не беда.
Воздвиженские зазимки не беда, что-то скажет Покров-батюшка.
Пришло Здвиженье – кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась.
Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет.
Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу.
На Воздвиженье птица в отлет двинулась.
В этот день медведь залегает в берлогу.
Высоко летят гуси в Воздвиженье – к высокому половодью, низко – к
малому.
По народному замечанию, на праздник Воздвиженья «гады и другие
пресмыкающиеся животные уходят в какие-то неведомые теплые страны»,
которые называют ирьем или вырием. Туда же улетают и ласточки.
На Воздвиженье ни змеи и никакой гад по земле не движется.
Змеи, сбившись клубками, под трухлявые пни попрятались, в спячку
впадают.
Змея и гад не движется (обмирает или лезет по деревьям в вырай, в теплый
край, а которая укусила человека – остается на земле).
На Воздвиженье, если змея ужалит кого-либо, то ей не уползти, так как в
наказание она остается мерзнуть в холодные дни.
Первой улетает в обетованную страну и последнею возвращается оттуда –
кукушка, которая поэтому и зовется ключницей Вирая.
На Воздвиженье в лес ходить нельзя, так как тогда ужи в вирий идут.
С Воздвиженья начинали рубитъ капусту.
На Воздвиженье первая барыня – капуста.
Смекай, баба, про капусту на Воздвиженьев день.
У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой.
На Здвиженье у доброго молодца капуста у крыльца.
28 СЕНТЯБРЯ
Никита-гусепролёт, гусарь, гусятник, репорез
«Столько прозваний этому святому дано потому, – объясняли
«Тамбовские губернские ведомости» в 1864 году, – что с этого дня
начинают срезывать репу, бить домашних гусей; дикие же гуси поднимаются
из наших стран восвояси на зимовье. С этого же дня начинают стричь
овец».
Гуси летят в отлет.
Гуси летят – зимушку на хвосте тащат.
Праздник гусятников – охотников на диких гусей. «К концу сентября, то
есть ко времени своего отлета, гуси делаются очень жирны, особенно
старые, но, по замечанию и выражению охотников, тогда только получают
отличный вкус, когда «хватят ледку», что, впрочем, в исходе сентября у
нас не редкость, ибо от утренних морозов замерзают лужи и делаются
закраины по мелководью около берегов на прудах и заливах. От ледку или
от чего другого, только чем позднее осень, тем вкуснее становится гусь».
В этот день били домашних гусей.
На Никиту «задабривают водяного, бросая ему гуся без головы, которую
относят домой, для счета домового».
На «гусаря» Никиту стригли овец. До больших холодов они успевали
обрасти новой шерстью, а снятая шла на валенки, шерстяные онучи.
Видно мужика на репе, знать, подошли репорезы.
Не дремли, баба, на репорезов день.
Дергают репу, обрезают ботву и корень.
Поел бы репки, да зубы редки.
Репа брюху не укрепа.
Репу ели свежую, пареную, вяленую. Пекли пироги с репой, делали
репной квас, варили кашу.
Проще пареной репы ничего нету.
29 СЕНТЯБРЯ
Людмила
На Людмилин день гуси в отлет летят – зимушку на хвосте тащат.
Лист хоть и пожелтел, но отпадает слабо – морозы наступят не скоро.
Останавливается рост растений.
30 СЕНТЯБРЯ
Софья, Вера, Надежда, Любовь
Всесветные бабьи именины.
Если полетят журавли в этот день, то на Покров будет мороз, а нет, то
зима будет позднее.
Вернуться
Главная страница
|