Круглый год  

Славянский календарь
Славянский календарь

НОЯБРЬ
листогной, полузимник, грудень
Ноябрь – ворота зимы.
Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.
Ноябрь – сумерки года.
В ноябре зима с осенью борются.
Холоденек октябрь – батюшка, а ноябрь и его перехолодил.
Ноябрьскими заморозками декабрьский мороз тароват.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
Ноябрьские ночи до снега темны.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.
Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весной рано и дружно зацветут подснежники.
Если выпадет снег на мерзлую землю, тогда наверное можно ожидать в будущем году хорошего урожая хлеба.
Мокрый снег на озимь – тот же назем.
Без воды зима не станет.
В старину ноябрь назывался груднем или грудным – от груд замерзшей земли.
Коли лед на реке становится грудами – будут хлеба груды.

1 НОЯБРЯ
Садок
Проводы осени, встреча зимы.
Садока молят об избавлении от напрасной смерти.
Было поверье, что баламутит на 1 ноября конюшенный домовой. Гривы по ночам заплетает у коней. Покой старых кобыл рушит. Гордых жеребцов взвиться на дыбы принуждает. А тут сорока-белобока, болтунья, хлопотунья! Она-то и доводит домового. Сердит поначалу. И уж когда он понимает: не избавиться от стрекота, черно-белого мельтешения, хлопает домовой по ноше соломенной: "Эх ты, какая досада!" Ему бы хоть какого коня из конюшни вывести, да по сырым вздольям, по беспутице покататься. Неспроста говорят: "Знать сороку по язычку!"

2 НОЯБРЯ
Артемий. Садок
Садока молят об избавлении от случайной смерти.
К Артемию обращаются за помощью при «грыжной болезни».
Квасят капусту.
День Атаманов, воинских предводителей.
Есть поверье, что на защиту рожденного в этот день встает мати зверям – волчица. И близок этот человек по духу лесу, зверям, птицам. Волчий корень ему покорен. Волчье лыко – его улыбка. Мати зверям – волчица – его заступница.

3 НОЯБРЯ
Илларион

Первая пороша – не путь.
Надо помнить: "Бездорожье хулить – по белу свету не ходить".
И вправду, в колдобинах путь, в налитых дождем ямах предостерегает: не зевай по сторонам. А припорошенный – под стать тихой душе: потемки.

4 НОЯБРЯ
Зимняя (осенняя) Казанская
Важная дата в крестьянском календаре.
Зима на пороге.
В день Казанской богоматери всегда идет дождь.
Дождь пойдет, все луночки зальет, а снег пойдет, все дороги заметет.
Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит.
Выезжаешь о Казанской на колесах, а полозья в телегу клади.
Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.
До Казанской не зима, с Казанской – не осень.
Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет.
С Казанской тепло морозу не указ.
Ранняя зима – о Казанской на санях.
Казанская – бабья заступница.
Кто на Казанскую женится, счастлив будет.
Кабы всякому по нраву невесту, так бы и царства небесного не надо.
Выбирай корову по рогам, а девку по родам (по родителям).
Жениться скорее – в дому прибыльнее.
Добрая жена да жирные щи – другого добра, не ищи.

5 НОЯБРЯ
Яков
Не всякому по Якову.
И всякому, да не как Якову.
Затвердила сорока Якова одно про всякого.
Отец Яков в молитве не одинаков: за ину берет полтину, а иной (богомолке) сам рубль дает.

6 НОЯБРЯ
Арефа
День, удачный для колдовства.
Русский светец – отрада девиц.
Ведомо, что ноябрьские ночи до снегу темны. А прясть и ткать самый срок. Девицы собирались прясть, а всякий парень о светце задумывал. Выкованные узоры, травы и птицы, когда горела лучина, как бы подсказывали девице о душе суженого, о любви.

7 НОЯБРЯ
Почитание Красной горки
Вопили бабоньки, припав к землице, о родных своих ушедших. Дождем заливает, снегом заметает утро этого дня. И высь в слезах. И рассвет-то сумеркам под стать. Плачет божий свет. И ты утишь свою поступь, не греми словами-то!

8 НОЯБРЯ
Дмитрий Солунский.
Дмитриев день.
Дмитровская неделя – родительская, дедова
Дмитриев день – зима уж лезет на плетень.
До Дмитровской субботы зима не становится.
Коли 8 ноября холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель – зима и весна теплые.
Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, а Дмитриев по голу, и Святая по тому. На Митрия реки замерзают (Сибирь).
В Дмитриев день повсеместно на Руси справляли поминки по усопшим. Дмитровская неделя называлась родительской, дедовой. Особенно почиталась Дмитровская суббота.
«По церковно-русскому месяцеслову в субботу пред днем св. Дмитрия <...> совершается поминовение о всех усопших. Установление этого поминовения принадлежит великому князю Дмитрию Донскому, который, одержав знаменитую победу в 1380 г. над Мамаем (Куликовская битва), положил, чтобы пред этим днем совершалась вселенская панихида о всех погибших на поле битвы».
Покойнички на Русь Дмитриев день ведут; покойнички ведут, живых блюдут.
Коли отдохнут на дедовой неделе родители (случится оттепель), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами.
Дмитровскую субботу всегда проводили торжественно: ходили на могилы своих покойников и служили здесь панихиды, устраивали богатые угощения – тризны.
Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родных.
Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота.
В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит. (Ярославская губ.)
До Дмитра девка хитра, а после Дмитра еще хитрее (вышед замуж) (южн.).
На Дмитрия девки хитрые – собираются выйти замуж, так как после этого дня уже редко бывают в деревнях свадьбы до зимнего мясоеда.

9 НОЯБРЯ
Зарок на Параскеву.
Нестор
Когда непременно достойное в думах своих несешь желание, когда в доме твоем кто-то болен и это горько тебе, то вспомяни древнее поверье, прими зарок, возьми на себя дело и в молчании, средоточии исполни.
В старину начинали прясть обыденную пелену.
С Нестора мужик в сани забирается.

10 НОЯБРЯ
Ненила-льняница.
Параскева
Без поры, безо времени солнце не взойдет, молодец к красной девице не подойдет.
Девка на поре, женихи на дворе.
Коли нет паренька, не отдашь за пенька.
Невеста не лошадка, не выведешь на площадку.
Суженого калачом не заманишь, да его же и конем не объедешь.
Скрасит девку венец да молодец.
Не бывав, девке замуж хочется.
Бабы каются, а девки ладятся (замуж: собираются).
В этот день не прядут.
Парасковии и Ненилы – льняницы: мнут лен и приносят первинки для приклада в церковь.
Женщины выносили на улицу вытрепанный лен.
На Параскеву женщины устраивали «льняные смотрины»: вытрепанный лен-первак показывали друг другу, хвалились своим рукоделием. Девушки стремились показать свое льняное искусство парням и будущим свекровям.

11 НОЯБРЯ
Анастасия-овчарница, Настасья-стригальница.
Аврамий-овчар
Начало стрижки овец.
В южных степных районах – последняя стрижка овец.
На Настеи-овчарницы кормили пастухов по домам за то, что овец сберегли.

12 НОЯБРЯ
Зиновий-синичник
Синичкин праздник: прилетают птицы-зимники – синицы, щеглы, снегири, сойки, чечетки, свиристели и др.
Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.
Немного зинька ест-пьет, а весело живет.
Невелика синица, голосок востер.
Хвалилась синица хвостом море зажечь.
Наделала синица славы, а моря не зажгла.
Синичка – воробью сестричка.

13 НОЯБРЯ
Праздник иртышских рыбаков.
Яровая
Не накормит земля, накормит вода.
Воды – не нива, не орешь их, не сеешь, а сыт бываешь.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Рыбак рыбака видит издалека.
Рыбу ловить – при смерти ходить.
Ловцы рыбные – люди гиблые.
Хороший рыбак должен по клеву знать, что рыбу сазаном звать.
В этот день отмечают праздник не только рыбаки, но и охотники.
Коли на Юровую волки стаями ходят – будет голод, мор, либо война.
Охотничий праздник – убить хоть зайца.
Кто кусочек мяса заячьего съест, будет красавцем (Воронежская губ.).
Заяц поперек дороги перебежал – неудача.
На ловца и зверь бежит.
Коня положили, да зайца уходили.
Не дорог конь – дорог заяц.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Двух зайцев гонять, ни одного не поймать.
По лесу жаркое в шубе бежит. (Заяц.)

14 НОЯБРЯ
Кузьма-Демьян-рукомесленники, курятники.
Кузьминки
Кузьминки – об осени одни поминки.
Кузьминки – встреча зимы.
Снежный день обещает будущей весной большой разлив.
Если на Козмодемьяна лист остается на дереве, то на другой год будет мороз.
Обычны в эту пору умеренные морозы: Демьянов путь – не путь, а только перепутье..
Кузьма и Демьян слывут в народе кузнецами.
Кузьма-Демьян – кузнец кует лед на земле и на водах.
Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать.
Не заковать реку зиме без Козмодемьяна.
Козьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом.
Козьма закует, а Михайло раскует (часто 21 ноября бывает оттепель).
Кузьма и Демьян – рукомесленники, покровители ремесел, главным образом, кузнечного искусства и женского рукоделия. С Кузьмы-Демьяна женщины вплотную принимаются за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просят помочь не отстать в работе от тех, кто начал ее раньше.
На Кузьму и Демьяна – куриная смерть (режут кур).
На Козмодемьяна курицу на стол (Тамбовская губ.).
Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником.
На три дня Кузьминок девушки снимали помещение (если еще не начались регулярные посиделки), устраивали ссыпчину и принимали парней. Полагалось каждой девушке принести из дома что-либо съестное в сыром виде, нередко они обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки все вместе готовили пиршество, обязательным блюдом которого была каша.
«Полно девкам чужое пиво варить, пора свое затевать», – говорили, имея в виду девушек на выданье.
Кузьминки продолжались «до света», причем парни, расправившись с приготовленным угощением, отправлялись воровать соседских кур. «К покражам такого рода крестьяне относятся довольно снисходительно, и если бранятся, то только для порядка».

15 НОЯБРЯ
Акундин
Акундин разжигает овин, а Пигасий солнце гасит.
С Акундина по деревням постоянно слышались перестуки мялиц и цепов.
Обминали коноплю и лен, продолжали обмолачивать хлеб.
Разводя огонь в овине, невольно вспоминали про овинника, гуменника, рижника.

16 НОЯБРЯ
Агапий Кросенный
Льняное золото растит девицу царевной.
Неумехам да нерадивицам добрая судьба сама не выткется.

17 НОЯБРЯ
Ерема
В этот день по-за порогу крутит, мутит, беспутит.
И ни огня, ни уголья из дома не дают, счастья пытать не идут.
Призрачны околицы в этот день. Светец лучину крепко держит, чтоб ни нагаринки из избы не утянула нечистая сила.
Ерема – сиди дома.

18 НОЯБРЯ
День Млечности
Девицы молятся о женихах..
Девицы умоляют Бога послать им истинных мужей.
Время сумеречное: катится по белому свету чье-то призрачное счастье, под стать обручальному кольцу.

19 НОЯБРЯ
Павел и Варлаам
Если день богат снегом, то зима будет снежная.
Если лед на реке к этому дню становится грудами, то и хлеба будут груды, а гладко – так и хлеба будет гладко.

20 НОЯБРЯ
Федот-ледостав
Если дорога бугром, то и хлеб должен быть бугром, т.е. хорошим, набористым (Воронежская губ.).
Мученик Федот лед ведет.

21 НОЯБРЯ
Михаил
Михайлов день
С Михаила зима не стоит, не мерзнет.
Михайловские оттепели; михайловские грязи.
Михайла с полумостом.
Со дня Михаила Архангела зима морозы кует..
Михайло приехал на белом коне (говорится, если к этому дню выпадет снег).
Во что Михаила, в то и Никола.
Говорят: «Михайла с мостом», если с этого времени становится зимний путь.
Если Михайло Демьянов путь порушит – не жди его до зимнего Николы.
Коли на Михайлов день да иней – ожидай больших снегов, а коли день зачнется туманом – ростепели быть.
Серое сукно тянется в окно. (Туман.)
С Архистратига Михаила скот загоняют на зимний корм.
Михайлов день – веселый и сытный праздник, поскольку хлеба пока много, выручены деньги за коноплю и овес, да и работы основные закончены.
То не мудрено, что пиво сварено, а мудрено, что не выпито.

22 НОЯБРЯ
Матрена зимняя
С зимней Матрены зима встает на ноги, налетают морозы.
Зима встает, которая была убита Михайловскими оттепелями.
Облачная, снежная погода предсказывает ненастный май, иней – урожай овса, дождь – пшеницы (Смоленщина).
Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепелям.
Каков иней на деревьях, таков и цвет на хлебе.

23 НОЯБРЯ
Ераст
Родион
С Еряста жди ледяного наста.
Ераст – крепкий наст.
Ераст на все горазд (на стужу, на метель, на холод, на голод).
Пришел Родмвон – возьмет мужика в полон.
Если после Михайловского мороза появится на деревьях иней, то поселяне ожидали больших снегов.
Если день начинается большим туманом, то ждут оттепели.

24 НОЯБРЯ
Фёдор-студит
С Фёдора студеного начинает студить и морозить.
С Фёдора-студита зима сердита.
Со Студита станет холодно и сердито.
Фёдор Студит землю студит..
Федоровы ветры голодным волком воют.
Со Студита стужа, что ни день, то хуже.
Фёдор – не Федора: знобит без разбора.
Если день Фёдора-студита бывает тепел, то зима будет тепла, если же холоден, то вся зима холодна.

25 НОЯБРЯ
Иван Милостивый
На Ивана снега.
Если на Ивана Милостивого дождь или снег – быть оттепелям до Введения (4 декабря).

26 НОЯБРЯ
Иван Златоуст
Созывает зима свою свиту: вьюги и метели.
Дает холодам наказ – оттепели унять.
Гонит от изб зима ворон. Ишь раскаркались к оттепели.
Надобно озимые хлеба сохранить, чтобы не задохлись, не вымерзли, да и высоко не выбегали.
Молятся Ивану Златоусту о суде над мздоимцами и обманщиками.

27 НОЯБРЯ
Филипп
Иней на Филиппа – урожай на овес.
Воронье черное каркает – к оттепели.
Филиппово заговенье – начало рождественского «холодного» поста.
Конец свадебным неделям.
Куделица – первая неделя прядения в Филиппов пост.
Женщины по вечерам и ночью при лучине чесали, дергали, сучили, наматывали пряжу..
Прялка не бог, а рубаху дает.
Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом.
Не напрядешь под дымком, не выткнешь под тынком.
Не ленись прясть: хорошо оденешься.
Кривое веретено не оденет.
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Coxa кормит, веретено одевает.
Веретено знай крутится, а на веретено нитка ложится.
Из пасмы в пасму перейду, так и конец найду.
Прядись, куделя, на этой неделе. На новой будет недосуг: может, замуж позовут.
Куделя – не медведь, на нее можно и завтра поглядеть.
Привязала куделю, уже девята неделя.
Рано встала, да мало напряла.
Тонко прясть – долго ждать.

28 НОЯБРЯ
Гурий
Гурий на пегой кобыле (грязь, снег).
Воронежские крестьяне думают, что с этого дня «все нечистые убегают с земли, боясь морозов и зимы.
Зима приезжает на пегой кобыле и разгоняет всех нечистых».
Конец свадебным неделям (от Семена до Гурия).
Гурий, Симон и Авив слывут в народе зубными целителями.

29 НОЯБРЯ
Матвей
На святого Матвея зима потеет.
На Матвея земля преет.
Худ Матвей, коли не употчевал гостей.
Если в день апостола Матвея веют буйные ветры, то быть вьюгам и метелям на Святой Руси до самого Николы зимнего.

30 НОЯБРЯ
Григорий Зимоуказатель

Встреча ветра-сиверка.
Кувыркаются по белу снегу.
Колесом от последнего осеннего месяца – к ядреной погоде, на сильный мороз, на сильную жизнь.

Вернуться
Главная страница





Hosted by uCoz