Круглый год  

Славянский календарь
Славянский календарь

МАЙ
травник, травень
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
Пришел май – под кустом рай.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Майская травка и голодного кормит.
Одна майская роса коням лучше овса.
Малая птичка соловей, а знает май.
Дождь в мае хлеба подымает.
Весенний дождь лишним не бывает.
Коли в мае дождь, будет и рожь.
Ай, ай, государь май: не холоден, так голоден.
Аи, аи, месяц май: и тепел, и холоден.
Месяц май – коню сена дай, а сам на печь полезай.
Май – доху надевай и на печь полезай.
Май холодный – год хлебородный.
Майский мороз не выдавит слез.
Май обманет, в лес уйдет.
Май сманит.
Наш пономарь понадеялся на май, да и стал без коров.
В мае родиться – весь век промаяться.
Захотел ты в мае добра.
В мае жениться – век маяться.
Рад бы жениться, да май не велит.
Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.
Даст небо дождь, а земля рожь.
Первым весенним дождем смачивают голову, чтобы волосы росли так же быстро, как майская трава.
Хорошее начало мая может обернуться холодом в конце месяца: в рубахах пахать, в шубах сеять.
Когда цветет черемуха – всегда живет холод.
Черемховые холода.
Особенно бывает холодно, когда дуб развернется.
В начале мая в Подмосковье прилетают серые мухоловки, соловьи, пеночки, стрижи.
Соловей защелкал, значит, береза лист пустила.
Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.
Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое; если ольха наперед – мокрое.

1 МАЯ
Кузьма
Сей морковь и свеклу на Козьму (Московская губ.).

Огород для семьи – подмога.
Огород – бабий доход.
Море – рыбачье поле.
Не накормит земля, накормит вода.
Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

2 МАЯ
Иоанн Ветхопещерник
На Ветхопещерника обновляй новинку (холст).
«Вот тебе, матушка весна, новая новина!» – говорят, расстилая холсты в поле.

3 МАЯ
Фёдор
На Федора покойники тоскуют по земле.
В этот день посещали кладбища: причитания или окликания родителей на погосте.

4 МАЯ
Прокл
В этот день проклинали нечистую силу.
Проклятия выкликали старики за околицей, стоя лицом к западу. Этим деревенский люд ограждал себя от нечисти на всю весну.
Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится.
Пшеница хорошо родится, если весной муравей сытый и чистый.
Рано зацвела черемуха, будет теплое лето.

5 МАЯ
Лука
На Луку высаживают на грядки лук.
Лук добро и в бою, и во щах.
Голо, голо, а луковка во щи есть.
Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук.
Лук от семи недуг.
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят.
Лук да баня все правят.
Горе луковое – мелкие печали; ничтожные огорчения, не заслуживающие слез.

6 МАЯ
Георгий Победоносец, Егорьев день, Егорий весенний, Егорий (Юрий) вешний, Егорий храбрый
Юрий на порог весну приволок.
Егорий землю отмыкает.
Пришел Егорий, и весне не уйти.
Егорий храбрый зиме ворог лютый.
Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает.
Святой Георгий красную весну на красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает.
Заегорит весна, так и зябкий мужик шубу с плеч долой.
Егорий из-под спуда зелену травку выгоняет.
Зеленая травка – молока прибавка.
На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая).
Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь).
Сена достает: у дурня до Юрья, а у разумного до Николы (22 мая).
До святого Юрья корм есть и у дурня.
Богатый сыт и в Юрьев день, а бедный терпит до Спаса 114 августа).
Егорий с ношей, а Никола с возом.
Егорий с теплом, а Никола с кормом.
Егорий с водой, а Никола с травой.
В Егорьев день река выйдет, лед унесет, на Николу и травка вырастет (Пинежье).
На Егорья мороз – будет просо и овес.
На Егорья мороз – гречи хороши (Тамбовская губ.).
Когда на Георгия будет мороз и повторится через неделю, то должно ожидать теплой осени (Тамбовская губ.)
Как в Егорьевску ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов с Егорьева дни на все лето, пока хлеб в поле стоит.
Юрий росу спустил.
Гони животину на Юрьеву росу.
На Егорья роса – будут добрые проса (Орловская губ.).
На Юрья роса – не надо коням овса.
Будь здоров, как Юрьева роса.
Юрьева роса от сглазу, от семи недугов.
Катаются по Юрьевой росе, чтоб получить здоровье.
На Юрья дождь – скоту легкий год.
На Юрья снег – урожай на гречу, на Юрья дождь – гречи нерод.
На Егорья в некоторых местах запахивают пашню.
Егорий – ленивая сошка, на Егорья выезжает и ленивая соха.
Юрий починяет полевые работы, Юрий и кончает.
Ранний посев ярового – с Юрья (Воронежская губ.).
Ранний яровой посев с Егорья, поздний – с Еремея (14 мая; Ярославская губ.).
Яровое сей до Егория (Новгородская губ.).
Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин травою.
Ясное утро на Юрья – ранний сев, ясный вечер – поздний (Новгородская губ.).
Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия (Нижегородская губ.).
Кто сеет овес с Егорья, тот убирает не зерно, а солому.
Сей просо с Егорья, кончай Николой (Тамбовская губ.).
С Георгия начинают садить свеклу, сеять морковь и рассаду. Сей рассаду на Георгия, будет щей вдоволь (Воронежская губ.)
Сельскохозяйственные приметы на Егоръев день не совпадают по местностям, но практически на всей территории России к Егорьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, который воспринимался как большой праздник и соответственным образом обставлялся различными действиями, обрядами, песнями и приговорами.
Георгий Победоносец считался покровителем домашнего скота, и к нему обращались с просьбами защитить, уберечь коров, овец, лошадей. Наибольшей силой, по мнению народа, обладало обращение именно в Егорьев день, во время первого выгона на подножный корм.
С днем 6 мая связывался также прилет ласточек, начинали прислушиваться и к голосу кукушки.
Кукушка кукует до Егория – скот падёт (северн.).
Кукушка до Егорья – к неурожаю и падежу скота.
Если кукушка кукует, когда еще не оделся лес, будет голодный год (Тамбовская губ.).
Если кукушку услышишь раньше соловья, несчастливо проведешь лето – прокукуешь (Воронежская губ.).
При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились.
Ранняя кукушка (прежде листа на дереве) – ворам неудача.
Кукушка кукнула в левое ухо –хорошая примета (Пинежье).
С весеннего Юрья совершались сделки и наймы – по Семен день (14 сентября), до Покрова (14 октября) или до Заговенья (27 ноября).
И последнее: с Егорья открывался сезон хороводов.
С Егорья хороводы, с Дмитрия (8 ноября) посиделки.

7 МАЯ
Евсей – овсы отсей. Савва
Савва – кончается хлеб, начинается голодный май.
Пришел Евсей – овсы отсей.
Когда на дороге грязь, тогда овес – князь.
Сей роясь хоть на часок в пепелок, а овес хоть в воду, да в пору.
Овес должно сеять дня за два после или до наступления полнолуния и никогда во время затмения (Воронежская губ.).
В землю не положишь – и с земли не возьмешь.
До поры до времени не сеют семени.
Землю согрело, не опоздай с посевом.
Сеют не раньше, чем оттают снега, да если не мерзнет на пашне нога.
Сейки в ненастье, а сбирки в вёдро.
Днем раньше посеешь – неделей раньше уберешь.

8 МАЯ
Марк
На Марка небо ярко, бабам в избе жарко.
Прилет певчих птиц стаями.
Если пташки летят на конопляник, будет урожай конопли.
В Тульской губ. в этот день выходили ловить чижей.
Святого Марка в народе называют иногда «ключником», ибо верят, что он владеет ключами от дождей. В этот день особенно молятся и просят о ниспослании сильного дождя, так необходимого в эту пору. Говорят: «Если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных».
Даст небо дождь, а земля – рожь.
Без дождя и трава не растет.
Дождь – мужику рожь, а бурлаку вошь.
Малый дождь землю грязнит, а большой очищает.
Зашепчет дождь тихим голосом – поднимется рожь тучным колосом.

9 МАЯ
Глафира Горошница
В день Глафиры Горошницы заговаривали горох, чтобы уродился на славу.
Копали гряды в огороде.
Начинали раннюю посадку картофеля.

10 МАЯ
Семён-ранопашец
Во многих районах – начало ранней пахоты.
Святой Боже пахать не поможет.
На пашне огрехи, в кармане прорехи.
Не ленись с плужком – будешь с пирожком.
Вскачь не напашешься.
И поедим, и спляшем, только пашню спашем.
Коли орать – так в дуду не играть.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
«В южнорусских областях до запашки полей молодежи нельзя было петь, а пение вблизи полей даже считалось грехом».
Пора пахать, когда гром гремит, лес в листву одевается, жаворонок запел, а водяные лягушки квакать начинают.
За вешней пашней – шапка с головы свалится, не подыму.
Землю пахать – не в бабки играть.
Мужик умирать собирайся, а земельку паши.
Глубже пахать – больше хлеба жевать.
По пашне и брашно.

11 МАЯ
Максим и Ясон
Начинается сбор березового сока.
На Максима больных отпаивают березовым соком.
Теплый ветер на Иасона приносит здоровье.
Теплая и звездная ночь – к урожаю, а ясный восход солнца – вёдреное лето.

12 МАЯ
Девять мучеников
Надобно было заговорное слово сказать, чтобы 9 напастей человека не одолели. Чтобы они крови не сушили, по жилам не ходили, опухоли не наводили, костей не ломали, суставов не воротили. Чтобы человек был от земли чист, от воды светел.
Мученики считаются в народе толкователями сновидений и избавителями от оспы. Их имена знахари нашептывали над больными, чтобы исцелили от девяти недуг, от девяти напастей: " чтобы (имя рек) не ломало, не томило, не жгло, не знобило, не трясло, не вязало, не слепило, с ног не валило и в мать-сыру землю не сводило. Слово мое крепко - крепче железа. Ржа ест железо, а мое слово и ржа не ест. Заперто мое слово на семьдесят семь замков, замки запечатаны, ключи в океан-море брошены, кит-рыбой проглочены. Аминь!"
Этот день считается днем целителей и целений.

13 МАЯ
Яков
Теплый вечер на святого Иакова – к урожаю.

14 МАЯ
Еремей-запрягальник, яремник
Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа.
На Еремея непогода – всю зиму промаешься.
Сей неделю после Егоръя да другую после Еремея.
На Еремея – третья и последняя встреча пролетья.
На Еремея по ранней росе иди на посев.
Кто первый сеет, тот первый и убирает.
Кто рано сеет, семян не теряет.
Лист полон, так и сеять полно.
Раннее яровое сей, когда сольет вода, а позднее, когда цвет калины будет в кругу. Если еловые почки распускаются рано и скоро, то не должно медлить посевом; в противном же случае – не спешить (Воронежская губ.).
Хлеб на хлеб сеять – ни молотить, ни веять.
На Еремея и ленивая соха в поле выезжает.
Что посеешь, то и пожнешь, а что пожнешь, то и посеешь.
Сей хлеб – не спи; будешь жать – не станешь дремать.
Не пиры пировать, коли хлеб засевать.
Не радей большому посеву, а радей хорошему урожаю.
Рой в глубь пласта – будет рожь густа.
Рожь в Вологодской губернии сеют мужчины, овес, горох и яровые – бабы.
Сей рожь впору да в золу.
Для получения хорошего урожая в Тамбовской и многих других губерниях соблюдался такой обычай: в день засева ни один домохозяин не даст другому взаймы, ни за деньги ни одного зерна или куска хлеба: нарушение этого условия может повести к неурожаю.

15 МАЯ
Борис и Глеб – сеятели; барыш-день, соловьиный праздник
День Бориса и Глеба называется соловьиным, потому что с этого времени начинают петь соловьи.
Соловей поет всю ночь – будет солнечный день.
Если соловья услышишь раньше кукушки, счастливо проведешь лето.
Если соловей запел на голые деревья, то неурожай на садовину (Воронежская губ.).
Кто при первом соловье скинет рубаху, того блохи не будут кусать.
Соловей пропел – вытрясайте рубашки: блох не будет.
Соловей запел – вода на убыль пошла, можно начинать посевную.
Борис и Глеб сеют хлеб.
Тамо хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
Кто ленив с сохой, тому весь год плохой.
Вешняя пора – побыл, да и со двора.
Лучше голодай, а добрым семенем засевай.
Не земля плоха, а сеятель плох.
День Бориса и Глеба называют «барыш-день» и празднуют его для получения во весь год барышей.
Торговцы стараются что-нибудь продать выгодно, чтобы весь год торговать с барышом.
Святого Бориса сам боронися: барышники плутуют.

16 МАЯ
Мавра-молочница, зеленые щи. Тимофей
Тимофея и Мавры – зеленые щи.
Интересное разъяснение по поводу этого дня есть в «Тамбовских губернских ведомостях» за 1864 год: «Зеленые или пустые щи, потому что их варят уже не из кислой капусты, которой к этому времени остается немного в запасе, а из щавеля, лебеды, сныти, крапивы, которая и «жгуча родится, а в щи годится». Но такие щи для русского живота – пустые щи».
Maвра-молочница: Маврушка покушай, а Маковей поговей.
Соловьи запели перед Маврой – весна зацветет дружно.

17 МАЯ
День Баклушников
Обучали свою смену те, которые умели "бить баклуши", чтобы не пропал такой дар. Сейчас "бить баклуши" понимается как постыдное неделание. Ранее к битью баклуш (заготовок для деревянных ложек) допускали лишь видящих ауры людей. Для конкретного ребёнка подбирали дерево нужной породы и с определённой части дерева, на нужной высоте, с нужной стороны вырезали чурочку для восстановления аурального, а значит и плотиевого здоровья. Из чурбанов набивали баклуши и вырезали ложки. Вырезать грамотно ложку было легче, чем подобрать нужный чурбан. И это слово сегодня извращено, ведь "чур" – это предок. "Чур меня" означает буквально – "Предок, храни меня".

18 МАЯ
Ирина (Арина)-рассадница
На Ирину худая трава из поля вон (выжигают в полях траву).
В день Арины высаживают на огороде капустную рассаду.
Посадивши первый кочан, покрывают его большим горшком, а горшок – белой скатертью, для того чтобы были большие, тугие и белые вилки. При пересадке рассады не едят хлеба, чтобы куры капусту не выклевывали (Тамбовская губ.).
По традиции сажанием овощей занимались исключительно женщины: «если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода».
В Новгородчине с Ирины начинали сажать огурцы.
Без капусты щи не густы.
Щи капустою пригожи, а солью вкусны.
Где щи, тут и нас ищи.
Щи да каша – кормилицы наши.
Премудрость во щах, вся сила в капусте.
Щей поел – словно шубу надел.
Для чего огород городить, коли капусты не садить?

19 МАЯ
Иов-огуречник, горошник, росенник
Иов росы распустил.
Большая роса – к урожаю огурцов.
Ясный день – обилие в этот год огурцов.
Большая роса утром – к хорошей погоде, нет росы – к дождю.
Сухоросо – то к дождю, росяно – так к ведрию (Пинежъе).
Иов – горошник, время посева гороха.
Целый свод правил существовал у воронежских крестьян по поводу того, как надо сеять горох: «Горох сеют при ущербе луны. Горох должно сеять на закате солнца для того, чтоб воробьи, большие лакомки до него, того не видели. Репу и горох не сей возле дорог. Горох, при северном ветре посеянный, выходит всегда жесткий и не разваривается, а посеянный при западном и юго-западном ветре бывает мягок, на нем скоро появляются черви, и он сильно зарастает сорными травами».
Кабы на горох не мороз, он бы через тын перерос.

20 МАЯ
Купальница
Прогоняют в этот день лошадей во речной воде. С утра полные ведра воды выставляют на мостки, а в полдень окатываются согретой солнцем водой.
Жаркое время сева.
Надобно времени не упустить, да и силы не растерять.

21 МАЯ
Иоанн Богослов. Иван-пшеничник
На Ивана Богослова паши пашню под пшеницу.
Иван-пшеничник: загоняй кобылицу и паши землю под пшеницу.
Не сей пшеницу раньше дубового листа (то есть раньше его появления).
Пшеницу сей, когда черемуха зацветет.
На Ивана Богослова пекут обетные пироги на угощение странников и нищих.

22 МАЯ
Никола весенний, Микола вешний, травный, теплый
Важнейшая аграрная дата.
Два Николы: один травный, другой морозный (19 декабря), один с травой, другой с зимой.
Пришел бы Никола, а тепло будет.
До Николы крепись, хоть разопнись, с Николы живи не тужи.
От Николы осталось 12 морозов (утренников), коли не весной, то по Семен день (14 сентября).
С Николина дня травы начинают уже хорошо расти, и с этого дня в северных губерниях начинают средний посев яровых хлебов.
Средний посев ярового – с Николы (Воронежская губ.).
После Николы в неделю – красный сев, само время сеять жито: тепло пойдет, больше стужи не будет (Пинежье).
Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травой.
Велика милость божья, коли в Николин день дождик польет.
Овес уже должен быть отсеян.
Овес Никольский – ни хозяйский, ни конский (то есть посеян поздно, и толку от него не будет).
О предстоящем урожае овса судят по поведению лягушек в Николин день: если на Николу заквакают лягушки – хорош будет овес.
В Николу лягушка квачет – овес скачет.
До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки.
Ольха зацвела – сей гречиху.
Гречневая каша–матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
Гречневая каша не приедчива.
Гречневая каша сама себя хвалит.
В Нижегородском крае с Николы сажают картофель.
До вешнего Николы не должно конопель мочить в воде.
До вешнего Николы не следует купаться.
Накануне Николы трутся в первый раз коропы (сазаны).
Одно из самых главных событий Николина дня – выгон лошадей в поле.
Никола вешний – праздник конюхов.
В Николин день выгоняют лошадь на починки, на пашницу, на ночной подножный корм.
Святой Юрий запасает (начинает пасти, обновляет паству) коров, Никола – коней.
Никола весенний лошадь откормит, осенний – на двор загонит.

23 МАЯ
Симон Зилот
Досев пшеницы.
Сей пшеницу на Симона Зилота – родится, аки злото.
Сей рожь в золу, а пшеницу в пору.
Коли босая нога терпит холод в борозде, то и сей пшеницу.
Тамбовские крестьяне рассуждали по-своему: они считали за грех пахать в день Симона Зилота, почитая землю в этот день именинницей.
Там, где предпочитали работать, говорили: «Нынче Симона-Гулимона лентяя преподобного. Нынче Симоны, завтра Гулимоны, а там по кабакам крестный ход».
На апостола Симона Зилота копают коренья на зелья. В этот же день в некоторых местностях ищут кладов, будучи уверены в том, что апостол Зилот всегда помогал кладоискателям в их предприятиях.

24 МАЯ
Мокий (Мокей) Мокрый
На Мокия мокро – все лето мокрое.
Мокро на Мокея – жди лета еще мокрее.
Туман на Мокия – к мокрому лету.
Восход солнца багряный – грозное и пожарное лето.
По церковному календарю в этот день справлялось обновление Царяграда. Это событие крестьянину было малопонятным, зато само слово «Царьград» наводило его на мысль о граде, который не однажды приносил гибель посевам. Поэтому земледельцы считали за грех на обновление Царьграда сеять, иначе градом побьет хлеб.

25 МАЯ
Епифан
Утро Епифана в красном кафтане – к жаркому, пожарному лету.

26 МАЯ
Лукерья-комарница
С Лукерьи появляются комары.
Комара много – дождь завтра будет (Пинежье).
Комаров мало – овсов и трав не будет (Тамбовская губ.).
Много комаров – готовь по ягоды коробов, много мошек – готовь по грибы лукошек.

27 МАЯ
Сидор-огуречник
На Сидора можно сажать огурцы.
Если весь день будет ясный, то будет хороший урожай огурцов; а если утро холодное и пасмурное и прояснится к вечеру, то посеянные в этот день огурцы будут нехороши, а в поздних будет урожай.
На Сидора сеять ранние огурцы и лен, но если пыль, подобная перьям, висит на ивах или падает с них, не сеять льна (Тамбовская губ.).
Как кукушка закукует, так и сеять лен.
На Сидора – первый посев льна.
Как пройдут Исидоры, пройдут и сиверы (т.е. холода).
На Сидора еще сиверко, придут Сидоры – минуют и сиверы.
На Сидора сиверко – лето холодное.
До Сидоров заморозки бьют.
На Сидора прилетают стрижи и ласточки – приносят тепло.
Ранние ласточки – к счастливому году.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Одна ласточка весны не делает.
Первой касатке не верь.
Ласточки летают высоко – к вёдрию.
Кто при первой ласточке умоется молоком – бел будет.

28 МАЯ
Пахом-бокогрей
Пришел Пахом – запахло теплом.
На Пахома тепло – все лето теплое.
С Пахомия устанавливается совершенно летняя погода.
С Пахомия сеют поздние овес и пшеницу.
На Пахома сеют ячмень.
Можжевельник зацветет – пора ячмень сеять.
Ячмень сеют, пока цветет калина.

29 МАЯ
Фёдор-житник
Ha Федора непременно надо сеять жито.
Роди, боже, жито гоже, а без гороху проживем по троху.

30 МАЯ
Андрон – с дождем. Евдокия
Евдокия. Какова Евдокия – таково лето.
На Евдокию-свистунью ветры свистят.
Народившаяся в дождливую Евдокию луна – к мокрому лету, а если еще дует северный ветер – к холодному лету.
Заклинают, чтобы открыл сторож Андрон небесные врата, чтобы пролились дожди на зерно, что в землю легло.

31 МАЯ
Федот-овсяник. Семь дев
Пришел Федот – берется земля за свой род.
Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овес кадушкой.
Придет Федот – последний дубовый листок развернет.
Дуб одевается, скотина наедается.
Дуб перед ясенем лист пустит – к сухому лету.


Вернуться
Главная страница





Hosted by uCoz