Круглый год  

Славянский календарь
Славянский календарь

ЯНВАРЬ
Просинец, перелом зимы, перезимье
Январь – году начало, зиме середка.
Январь-батюшка год начинает, зиму величает.
Месяц январь – зимы государь.
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.
В январе и горшок на печи замерзает.
Январь – весне дедушка.
Январю-батюшке морозы, февралю – метелицы.
Январь трещит – лед на реке впросинь красит.
Холодные январи подряд почти не повторяются.
Если январь в прошлом году был теплым, то январь этого года будет холоднее.
Сух январь – крестьянин богат.
Серый январь – хлебам беда.
Если январь холодный, июль будет сухой и жаркий: не жди грибов до осени.
Коли в январе март, бойся в марте января.
Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
В январе висит много частых и длинных сосулек – урожай будет хороший.

Скоро рассвет занимается – непременно будет снег.
Если в январе эхо далеко уходит – морозы крепчают.
Солнце в кругу – к снегу, а в рукавицах солнце – к стуже.
У солнца «уши» выросли – к холодам.
Солнце выходит столбом – к бурану.
Около месяца столбы – к морозу {Воронежская губ.).
Месяц «на копытцах» – к холоду, на спинке – к теплу, дождю или снегу.
Если у молодика рожки крутые – к непогоде; если пологие – к године (Воронежская губ.).
Луна синей – зерна сильней.
Луна светит ночью ярко или небо без луны усыпано яркими звездами – завтра будет ясный морозный день.
Если звезды блестят ярко зимой – к стуже.
Мало звезд на небе – к ненастью.
Лес трещит – мороз будет стоять долго (Урал).
Дрова горят с треском – к морозу.
Сильная тяга в печи – на мороз, слабая – на сырую погоду, красный огонь – к морозу, белый – к оттепели.
В печи, вытопленной с вечера: если перед морозом – зола наутро потухнет, если перед оттепелью – в золе будет жар (Воронежская губ.).
Ветер гудит в трубе – к морозу.
Если кошка лезет в печку греться – к холоду.
Воробьи дружно собирают пух и перья около курятников, утепляют свои укрытия – через несколько дней наступят сильные морозы.
Вороны и галки вьются в воздухе – перед снегом, садятся на снег – к оттепели, садятся на верхушки деревьев – к морозу, а если на нижние ветки – к вёдру (Урал).
Вороны и галки садятся на полдень носами – к теплу (Пермская губ.).
Ворона кричит на полдень – к теплу, на север – к холоду (Пермская губ.).

Если на ночлеге зимою ворона сидит на верхушке дерева, в сторону ветра, то на другой день будет тихая погода; когда же она сидит в нижних частях дерева и прячется между ветвей, то следует ожидать ночью и на другой день ненастья (Воронежская губ.).
Дятел рано тóрчит (стучит), в январе еще, – к ранней весне.
Зайцы держатся около жилья – к морозам.

1 ЯНВАРЯ
Новый год
Новый год – к весне поворот.
Новый год – одно из самых главных событий в жизни земледельца. По первому дню года старались узнать о характере следующих дней и месяцев, об урожае, о судьбе своей и близких людей в предстоящем году.
Если на Новый год небо звездное – к урожаю.
На Новый год звезд густо – ягоды будут (Пинежье).
Сильный ветер в этот день обещает урожай орехов, а месячная звездная ночь – урожай гороха и чечевицы.
Но если ночь будет безлунная и беззвездная, горох и чечевица не родятся, тогда их сеют мало, а то и вовсе не сеют (Тамбовская губ.).
Если на Новый год заряно ночью, то горох уродится (Воронежская губ.).
На Новый год пасмурно – будет пшеница зановитая (Воронежская губ.).
В Новый год сильный мороз и малый снежок – к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега – к неурожаю.
Если в Новый год тепло – рожь будет хороша (Урал).
Если поутру в Новый год «бывает на деревьях густой иней, то год будет хлебородный, а если его не бывает – нехлебородный» (Тамбовская губ.).
Если 1 января до обеда будет пасмурно, а после обеда ясно – поздний сев лучше; если наоборот – то хуже (Воронеж. губ.).
В Новгородской, Воронежской, Вятской и других губерниях существовало гадание по ложкам: «наливают в ложки воды по числу членов семейства и выставляют на мороз. Если в чьей-либо ложке вода замерзнет ямой, тот умрет в этом году», или «в чьей ложке вода замерзнет бугром, тот проживет очень долго».
Метут под Новый год под столом, и если есть зерно хлебное – к замужеству.

После вечери ходят дивчины подслушивать под окна: если богу молятся, то замуж выйдет (подслушивающая) в этом году.
Для того чтобы узнать, жених (или невеста) большого или малого роста, надо под Новый год идти в сарай с дровами и сразу взять полено. Если большое, то большого роста, и наоборот.
Если ясно на Новый год, то год прекрасный.
Магия первого дня, любого начала (как начнешь, так и пойдет) послужили основой целого ряда примет, запретов, правил поведения, относящихся к Новому году.
Если на Новый год что-либо случилось с человеком, то будет случаться с ним целый год.
Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков (и наоборот).
Если на Новый год кто чихает, то к своему благополучию, будет весь год счастливым.
Если в Новый год гости, то весь год гости (Новгородская губ.).
Особый смысл придавали девушки обычаю одеваться в первый день Нового года во все новое и в продолжение дня несколько раз переодеваться, чтобы у всех всегда были обновы. (Псковская губ.)
В Новый год первому покупателю отдают товар за низкую цену, придерживаясь пословицы «дорог почин».
Не следует в Новый год платить долгов – весь год будешь расплачиваться.
Повсеместно не разрешалось в первый день года выполнять тяжелую и грязную работу – иначе весь год пройдет в сплошном тяжелом труде без отдыха.
Если в Новый год постучать в дерево груши или яблони, то на этом дереве будет обильный урожай.
Женщины под Новый год ни под каким видом не играют в карты: будто бы курицы будут клевать огурцы (Новгородская губ.).
В каждом доме старались сделать новогодний стол богатым. Сытная, разнообразная еда 1 января как бы вынуждала и все остальные дни сохранять достаток и изобилие кушаний: главным угощением был молочный поросенок – «У людей зажиточных целую неделю от рождества до Нового года стоит на столе свиная голова», подается жареная свинина.
Чтобы обеспечить благополучие наступающего года, по традиции, ему следовало устроить радостную, приветливую встречу.

2 ЯНВАРЯ
Игнатий
В этот день полагалось стряхивать иней с яблонь – для урожая.
Ясные дни во время Рождественского поста благоприятны для урожая.
В этот день старались оберечь дом от всяческих напастей, для чего вокруг села обносили иконы.
«Январский холод заполняет закрома».
Чем ядренее морозы, тем жарче летние месяцы.
Деревья в инее – небо будет синее.

3 ЯНВАРЯ
Петр-полукорм
Половина зимнего корма скотом съедена.
По народным приметам, если снег не ляжет до 3 января – год будет неурожайным.
В этот день полагалось «торкать» зерно – проверять дно сусеков – не гниет ли, не появились ли мыши. Принято было в этот день и «наслушивать» сусеки: войди в амбар и прислушайся. Услышишь гудение – лето будет сердитое.

4 ЯНВАРЯ
Анастасия-узорешительница
Покровительнице беременных молятся при родах.

5 ЯНВАРЯ
Федул
Пришел Федул, ветер подул – к урожаю.
В этот день можно было изгнать из людей и скота злых духов, а добрых привлечь. Для этого пекли печенье в форме овечек, коровок, птиц, а чтобы нечистая сила на них следа не оставила, сразу же их заворачивали в полотенце.
А еще погода пятого дня первого месяца года предсказывает погоду ноября.

6 ЯНВАРЯ
Рождественский сочельник (кутейник), канун Рождества
Наступают морозы.
Сильные холода сулят надежный урожай.
Ясные дни – к хорошему урожаю.
Коли в кутью тропинки черны – урожай на гречу.
Снег на земле, что навоз для урожая.
Большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля – к хлебородию.
Звезды на рождественский кутейник – к урожаю черницы.
Если звезды редки, то и ягод мало будет.
В кутейник, перед рождеством как по дороге звездочки блестят, то грибы и ягоды будут (Пинежъе).
Если Млечный Путь на небе полон звезд и светел – к вёдру.
Млечный Путь тусклый – к ненастью.
Какова в этот день опока на деревьях, таков будет цвет на хлебе.
Если перед рождественским сочельником случится иней, то хлеб сеют только до Петрова дня (12 июля), а если иней случится после сочельника, то сеют и после Петрова дня.
За сколько дней до Рождества случится иней, за столько дней до Иванова дня (21 мая) погода будет благоприятна для весенних посевов (Воронежская губ.).
В навечерие Рождества жгли костры, что связывалось с представлением о возрождении солнца, а начале нового солнечного года. Сами крестьяне объясняли этот обычай таким образом: «Под Рождество и под Крещение жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались» (Курская губ.).
«На дворах зажигают огни, полагая, что усопшие родители приходят обогреваться и что от этого огня пшеница народится ярая».
«Первый день Рождества среди дворов сваливается и зажигается воз соломы», так как «умершие в это время встают из могил и приходят греться. Все домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании» (Тамбовская, Орловская губ.).
«На первый день Рождества Христова, по отходе утрени «родителей греют». Село залито огненным морем, дым большими столбами подымался кверху, все старались быть безмолвны». Среди каждого двора кладется воз или более соломы, которая после службы в церкви и поджигается. «Делается это для того, чтобы умершим родственникам не было холодно лежать в мерзлой земле в рождественские морозы».
Накануне Рождества вновь гадают и проделывают целый ряд магических действ.
Под Рождество кладут в чашку кутью и мед, затем каждый кладет свою ложку углублением вниз, ставят поверх пирог и накрывают скатертью. Утром, придя из церкви, смотрят: чья ложка перевернулась, тот умрет (Воронежская губ.).
Семья собирается за столом, выставляют кутью с сытой, овсяный кисель. «Во время ужина кто-либо из членов семьи, чаще всего хозяин, открывает окно или выходит в сени и кличет мороз:
– Мороз, мороз! Иди в хату есть кутью (или кисель). Зимой ходи, а летом под колодиной лежи!
Таким призывом думают умилостивить мороз, чтобы он весною не побил ярового хлеба, капусты и огурцов» (Псковская губ.).
Ужину в рождественский сочельник придавалось большое значение. Избу обычно тщательно убирали, стол застилали чистой скатертью, ели в торжественном и строгом молчании, при этом крестьяне заставляли ребят «лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры».
В эту же ночь обильный корм давали скоту.
Первый блин в сочельник – овцам.
В некоторых местах под Рождество не кормили кур, чтоб огородов не копали.
От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц нельзя – грех. С охотником несчастье случится.
Перед Рождеством все деревья в садах обвязывали соломенным «перевяслом», чтобы они хорошо родили. На Кутью ткать грешно.
На свят вечер тугие клубки пряжи мотать, чтобы кочны капусты тугие были.
Воры стараются аккуратнее стащить какую-либо вещь в ночь под Рождество: после этого успех воровства считается обеспеченным, несмотря на самые рискованные предприятия, во весь круглый год (Тамбовская губ.).

7 ЯНВАРЯ
Рождество
На Рождество погода, снег – к урожайному году (Пензенская губ.).
Если о Рождестве пригревина будет – к зеленому году.
Снеги глубоки – дак травы хороши и хлеб.
Суметы высоки набило – к хорошему году (Пинежье).
Зима без снегу – не быть хлебу.
Снег глубок – год хорош.
Много снегу – много хлеба; вода разольется, сена наберется.
Снегу надует, хлеба прибудет.
Снег вьется до крыши – рожь будет выше.
Снежный год хлеб принесет.
В Рождество день теплый – хлеб будет темный, густой.
На Рождество метель – пчелы хорошо роиться будут.
Бели Рождество на новом месяце, то год будет неурожайный.
На Рождество иней – урожай на хлеб, небо звездисто – урожай на горох.
Хороший санный путь – урожай на гречу.
Темные святки – молочные коровы, светлые – ноские куры.
Частые куржаки на деревьях, узоры на окнах, похожие на ржаные колосья, вниз завитками, а не торчмя – к урожаю.
Какая погода после Рождества, такая же будет и после Петрова дня (12 июля).
На Рождество нехорошо, если первой войдет в хату (из чужих) женщина,– «весь год будут хворать бабы в той хате и в том году».
В розговена, в первый день Рождества, за завтраком нельзя пить воду: будешь пить часто на сенокосе (Новгородская губ.).
Во время обеда на Рождество нельзя пить; кто не пьет, тому не захочется воды, когда ее негде взять: в дороге или в поле во время работы (Воронежская губ.).
На Рождество надевают новую рубаху, чистую (но не новую) нельзя, я то жди неурожая.
Гнутой работы не работают (обручей, полозьев и пр.), а то приплода скота не будет.
В Рождество лапти плести – родится кривой, шить – уродится слепой.
Ради большого приплода ягнят некоторые сажают на шубу первого гостя, пришедшего «славить» в день Рождества Христова.
В день Рождества хозяину не годится со двора идти – овцы заблудятся.
На Рождество спутывают ноги столу, чтобы скот не бегал.
Во многих селениях есть обыкновение, когда священник ходит по домам славить Христа, просить его присесть на несколько времени, для чего постилают на то место, где ему надо сесть, кусок холста; или при выходе священника из избы хозяйка дома берет его за рясу незаметным образом. Это делается для умножения наседок и роев, которых покрывают куском холста в свое время.
Если на Рождество разговеться воробьями, то на весь год будешь легок и скор (Тамбовская губ.).
В период от Рождества до масленицы заключается наибольшее количество зимних договоров, словесных и письменных. Например, в Архангельской губ. в это время шла усиленная подготовка крестьян к уходу в «бурлаки». Земля поручалась «казаку» (работнику) или сдавалась в аренду, а вещи – на хранение; брались займы для покрытия дорожных расходов, продавались для той же цели различные вещи; «десятники» (подрядчики) набирали артели рабочих.

8 ЯНВАРЯ
«Бабьи каши»
Если этот день ясный будет, то будет хороший урожай проса, а если пасмурный, то недород его.
«Бабьи каши» – праздник повивальных бабок и рожениц.
В этот же день обращаются за помощью к пророку Давиду – музыканту и укротителю гнева. «Наш простолюдин, собираясь в дорогу, испрашивает у этого угодника защиты от лютых зверей, от разбойников в уверенности, что святой псалмопевец своим пением и игрою на гуслях может невидимо утишить этих врагов».
Какой чудодейственной силой обладали гусли в руках истинного музыканта, рассказали высоким языком эпической поэзии наши сказители, сделав гуслярами двух былинных героев – Добрыню и Садко.

9 ЯНВАРЯ
Стефанов день
В Стефанов день поят лошадей через серебро.
Этот день считается одним из основных годовых сроков для найма батраков. «На святой Степан каждый себе пан» – работник «припомнит все обиды от хозяина, выскажет свое неудовольствие, сведет расчеты и волен или заключить снова договор или нарушить прежний».
На севере России в это время обычно происходили «выборы пастуха и заключение с ним ряды», что закреплялось общей трапезой с хмельными напитками за счет пастуха (еду приносили наниматели).
Наем пастуха был делом очень важным, поэтому происходил он на общем собрании всего общества. При выборе учитывался опыт пастуха, его репутация, а также особые профессиональные знания. Наибольшим уважением пользовались пастухи-колдуны, обладающие тайными знаниями, благодаря которым, по уверению крестьян, пастух мог договориться с лешим-хозяином леса или с его детьми.
В Тихвинском уезде Новгородской губернии на рубеже XX века рассказывали без тени сомнения, что «лесовой в особенной дружбе живет с пастухами, которые знают заговор и нанимают лесовых на службу пасти стадо и охранять его от всяких случайностей и нападений зверей. Обыкновенно весной колдун отправляется в лес, садится на осиновый пень и, прочитав заговор, договаривается с лесовым, который немедленно является на зов; его можно узнать, во-первых, по огромному росту, а кроме того, он всегда без бровей, никогда не подпоясывается и левую ногу закидывает на правую».
Выбрав пастуха, крестьяне старались не ссориться с ним, опасаясь, что пастух отдаст корову обидчика в жертву лешему.
Каждый уважающий себя пастух должен был сам изготавливать себе музыкальный инструмент. Делалось это обычно ранней весной, как только начиналось движение сока в деревьях. Рожка хватало на один сезон, так что всякую весну приходилось делать инструменты заново. Пастушья труба, рожок были прежде всего сигнальными инструментами, на которых исполнялось несколько «выигрышей» – выгон стада, сбор, перекличка пастухов между собой и т.д., однако помимо такой чисто утилитарной функции им приписывалась и магическая сила, с чем были связаны некоторые запреты, например, никому не разрешалось трогать пастуший инструмент.
Считалось, что звуки рожка, трубы, рога способны «заигрывать» пасть зверя, а «отпуск», положенный в раструб инструмента, усиливает его магические свойства, способствует передаче скоту текста заговора и тем самым достижению нужного результата.
Огромной магической силой обладал, по мнению пастухов, и батожок, особенно если он был заговорен колдуном. «Батожок изготовляли из рябины, на нем делали зарубки по количеству ног скота в стаде», от него зависел удой. В день первого выгона скота «пастух всегда держал батожок под мышкой, затем им же прогонял стадо на пастбище и втайне от всех закапывал его в сыром месте. По окончании пастьбы пастух откапывал батожок и сжигал, после чего сам считался свободным от запретов».
Пастух рад лету, а сир привету.
Разживемся – в пастухи наймемся, все село – в долгу.
В пастухи наймешься – вся деревня в долгу.

10 ЯНВАРЯ
Святой Григорий Нисский. Григорий летоуказатель
Если в этот день на скирдах хлеба ляжет иней, то лето будет дождливое.
День домочадцев
В этот день ходили на Красную Горку, повязывали на кол тряпицу и загадывали желание.
День Агафии и Домны
То хвост лошадиный следы заметает, ввечеру крестьянина беспутит, то глаза совиные, откуда ни возьмись, загорятся меж поленницей и крышей сарайки.

11 ЯНВАРЯ
В церковном календаре этот день был посвящен памяти младенцев, «в Вифлееме Иродом избиенных». В народном быту ничем особенным он не выделялся, целиком подчиняясь святочному, рождественскому периоду, отличаясь разве только тем, что в сумерки, когда вся семья (за исключением молодежи, проводившей время на посиделках) забиралась на печи да на полати отдыхать, детям рассказывали сказки и загадывали загадки.
Начинали с «серьезных» загадок об окружающем мире и природе, о труде земледельца, увлекаясь, переходили на предметы домашнего обихода, которые в загадке вдруг представали совершенно в ином виде, освещались иным светом, парадоксально сближались с разными вещами или явлениями и т.п.

12 ЯНВАРЯ
Анисья-желудочница
Варят свиные желудки и режут гусей.
По внутренностям (печени и селезенке) гадают о зиме.

13 ЯНВАРЯ
Маланья
День Святой Мелании (Маланьи) в народе назывался Васильевой колядой, щедрым вечером, так как раньше приходился на 31 декабря и был кануном Нового года, Васильева дня. Поэтому с Маланьей связано понятие изобилия, больших приготовлений.
День прибывает на куриный шаг.
Если в ночь ветер дует с юга – год будет жаркий и благополучный, с запада – к изобилию молока и рыбы, с востока – жди урожая фруктов.
Под Василья ведьмы крадут месяц.
Маланьины сборы.
Наряжается, что Маланья на свадьбу.
Наварила, ровно на Маланьину свадьбу.
Деловая Маланья и к обедне с прялкой пришла.
Знай попа, Маланья, носи чаще подаянья.
Охала Маланья, что уехал Ананья. Охнет и дед, что денег нет.

14 ЯНВАРЯ
Василий великий, Васильев день
Если будет туман – к урожаю.
От ясного звездного неба в Васильев вечер ожидают хорошего урожая гороху, но при этом замечают, что если звезды к утру померкнут, то горох не дозреет благополучно. (Тамбовская губ.)
Васильева ночь звездиста – лето ягодисто.
Вьюга в Васильев вечер обещает большой урожай орехов.
Поскольку Васильев день приходился по старому стилю на 1 января, то говорили, имея в виду весь начинающийся год: «Уроди, боже, всякого жита по закрому, на весь крещеный мир».
Василий – покровитель свиней, свинятник.
Свинку да боровка для Васильева вечерка.
На Василия великого свиную голову на стол. (Вологодская губ.)
Кишка свиная – еда не худая.
Лакомый кусочек скорее в роточек.
Не гляди свинье в рожу, а корми ее рожью.
Не было у бабы заботы, купила баба порося.
Была бы свинка, будет и щетинка.
Была бы свинка, будут и поросятки.
Знает свинья свое порося.
Свинья не родит сокола.
Свинья рылом в землю, и порося не в небо.
Гусь свинье не товарищ.
На то свинье дано рыло, чтоб она рыла.
Свинья грязи найдет.
Зарекалась свинья навоз есть, а как свежий – дай попробую.
Одна честь свинье – помои.
Наряди свинью в серьги, а она в навоз.
Из тех же свиней, только посивей.
Свинье не до поросят, как на огонь тащат.
Сыта свинья – все жрет, богат мужик, а все копит.

15 ЯНВАРЯ
Сильвестр, Селиверстов день
На Сильвестра – куриный праздник Чистят курятники, ладят насесты, окуривают стены.
В ряде мест заботились о том, чтобы в курятнике висел «куриный бог». Сведений о нем, о его свойствах и действиях с ним сохранилось очень мало, и те довольно смутные. Известно, что в черноземных областях «куриным богом» считался «черный камень, просверленный посредине, величиною с гусиное яйцо, который в таком виде отыскивается где-либо в земле. Куриный бог вешается за нитку на стене в курятнике с тою целью, чтобы больше плодились и сохранялись у хозяина куры». Во Владимирской губернии наряду с продырявленным камнем (отверстие должно быть естественным, а не сделанным рукой человека) в роли куриного бога мог выступать обыкновенный истоптанный лапоть. Его обычно «перебрасывают через нашест, на коем сидят куры», для устранения «неприязненных отношений к курам домового».
В Сильвестра день заговаривают лихоманку.
Селиверстов день гонит лихоманок-сестер за 77 верст.

На всякую болесть зелье вырастает.
И собака знает, что травой лечатся.
От лихорадки, малярии в народе употребляют полынь горькую, спорыш, чертополох, хрен (в виде спиртовой настойки), траву «живучку», которая в некоторых местах так и называется – «лихорадочная трава».

16 ЯНВАРЯ
Пророк Малахия
На Малахию хлев метелками обмахивай.
В этот день лечили (отчитывали) припадочных, скаженных.
Только на Малахию можно образумить каженика.
Считалось, что если на Малахию можно из человека выгнать нечистую силу, то с особой силой она нападает на скотину. В южных областях говорили: «На пророка Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти».

17 ЯНВАРЯ
Феоктист
Небо чистое на Феоктистов день, с полной луной – к сильному половодью.
Последние святочные гадания.
В этот день по обычаю гнали черта из деревни (его можно узнать по вывернутой мехом наружу шубе).
Считалось, что в этот день нечистая сила возвращается в свои владенья, стараясь напоследок натворить как можно больше бед.

18 ЯНВАРЯ
Крещенский вечер. Канун Богоявления. Голодная кутья. Второй сочельник
Начало поста.
Главный день святочных гаданий.
Если в крещенскую ночь звезды очень блестят, хлеб будет хороший.
Яркие крещенские звезды породят белых ярок.
Богоявление под полный месяц – к большому разливу. (Пермская губ.)
Если на голодную кутью метель, ясно, что пчелы будут хорошо роиться. (Воронежская губ.)
Если в этот день будет метель – то же самое будет и на масленице; если в этот день будут сильные ветры от Киева (с юга) – то будет лето грозное.
В крещенский сочельник ясный день – должно ожидать хорошего урожая гороху.
Если в крещенскую ночь небо чистое, будет много гороху.
На Голодную кутью был снег – будет гречка.
По традиции, накануне большого зимнего праздника крестьяне выполняли целый ряд действ, которые призваны были способствовать будущему урожаю, здоровью, благополучию.
Крещенский снег хорош для умывания, поэтому воду из него стараются долго сохранить.
Собирали снег для бани: баня все исправит, снеговая баня красоты прибавит.
Накануне крещения хозяин или хозяйка мелом рисуют кресты на стенах, дверях, притолоках всех строений (дом, сарай и пр.).
Известно, что совершалось два освящения воды: одно накануне Крещения – внутри храмов, другое – в самый день Крещения – на ближайшей реке или озере.

19 ЯНВАРЯ
Крещение. Богоявление. Водокрещи. Иордань
В богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается.
О чем открытому небу помолишься, то сбудется.
Наступают знаменитые крещенские морозы.
Трещи, мороз, не трещи, а минули Водокрещи.
Дуй, не дуй, не к рождеству пошло, а к великодню (Пасхе).
В окна иньевый овес – знобит мороз.
Коли силен мороз на Водокрещи – на хлеба не ропщи.
Снегу под Крещенье надует, хлеба прибудет.
На Богоявление снег хлопьями – к урожаю, ясный день – к неурожаю.
В Крещенье метель, и на Святой метель.
Если на Крещенье подымаются сильные вихри, то к хорошему роению пчел. (Воронежская губ.)
На Богоявление день теплый – хлеб будет темный (т.е. густой).
В Крещение в полдень синие облака – к урожаю. (Вятская губ.)
Звездистая ночь на Богоявление – урожай на горох и ягоды.
На Крещенье много звезд, так красных ягод много будет, звезды на Рождество – черницы будет много. (Пинежье)
Коли в Крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи. (Пермская губ.)
Пасмурное небо, идущий снег и большой иней в этот день предвещают плодородный год.
Если небо повсюду будет пасмурно, то всякому хлебу будет род; если же на одной только восточной стороне, то хорошо уродится рожь, на западной – овес, на южной – просо, на северной – греча. (Тамбовская губ.)
Главное событие Крещения – большого христианского праздника – водосвятие, для чего в одном из водоемов на издавна установленном месте делается прорубь – Иордань. Участие в торжественном крестном ходе, молебствие, получение святой воды – этим не исчерпывалось для крестьянина значение водосвятия. Важным оказывалось все, что так или иначе связывалось с Иорданью, например, погодные явления:
Если во время литургии, особенно во время хождения на воду идет снег, то будущий год ожидается хлебородный, а от пчел получится много роев.
Коли идут на воду в туман, должно быть много хлеба.
Если стояло облачное небо, то хлеб на весну родится, а ясное – ждать неурожайного года. (Тюменская губ.)
В Крещение смотрели за рекой: если вода в межень выпадет, то это к доброму году – и летом в межень выпадет. А не выпадет в межень, то и летом не выпадет – все сено потопит, как летом большая вода выпадет. (Пинежье.)
Коли прорубь в Иордани полна воды, разлив будет большой.
Верили и в то, что сама прорубь и место вокруг нее обладают чудесной силой.
После водосвятия втыкали в прорубь палку, чтобы голуби или пчелы плодились.
В прорубь втыкают кнут, чтобы лошади шли ко двору. (Воронежская губ.)
В день Крещения господня, после молебна на реке, купаются в ней раздетые: больные – излечиться от болезни, а наряжавшиеся в маски под Новый год – очиститься от греха.

20 ЯНВАРЯ
Перезимье о весне весть подает.
Начало зимнего мясоеда.
До масленицы засылаются сватьи и играются свадьбы.

21 ЯНВАРЯ
Емельяны-перезимники, накрути буран
Метель зиме за обычай.
Зимний ветер морозу помощник – пуще холодит.
Старики в Тульской губ. следят за ветром: коли на Амельяна подует с Киева, то быть лету грозному.

22 ЯНВАРЯ
Растет день в январе – растет и холод.
К этому дню день прибавился на один час, на воробьиный скок.
Январь – темная зорька года.
Январь дрова в печку подкладывает.
Если скот, выпущенный во двор, будет стремиться обратно в стойло, значит будет холод или снег.
Ясная погода в этот день сулит хороший урожай.

23 ЯНВАРЯ
Григорий-летоуказатель
На Григория по инею примечают, какое лето будет: засушливое или дождливое.
Иней на стогах – к мокрому лету.
Деревья в инее – небо будет синее.
Выходят в этот день смотреть на сенные стога и хлебные скирды и если заметят, что на них есть иней, то предрекают, что лето наступит серое и мокрое.
День долгим иньем рясен – летний срок будет ненастен, молодая рожь начнет цвести под самый дождь.

24 ЯНВАРЯ
Федосей-весняк
Федосееве тепло – на раннюю весну пошло.
Федосеевские морозы: если морозно – яровой посеешь поздно.
Бойся январской весны.
Хилая зима живуча.
Теплые дни января недобром отзываются.

25 ЯНВАРЯ
Татьяна Крещенская
Татьяну проглянет солнышко – к раннему прилету птиц.
Раннее солнце – ранние птицы.
Снег на Татьяну – лето дождливое.
Если снегопад – летом дождик част.

26 ЯНВАРЯ
Лес трещит – мороз будет стоять долго.
Лес шумит – к снегу, к оттепели.
Кошка мордочку прячет – на мороз.
Собака лежит, свернувшись – к холоду, вытянувшись – к теплу.
Сильная тяга в печи – на мороз, слабая – к теплу.

27 ЯНВАРЯ
Деревья покрылись инеем – к теплу.
Белые облака зимой – к стуже.
В морозный день пошел снег – к потеплению.
Столб от солнца на закате – на мороз.
Ворона утром каркает – к метели.
Раннее пение петухов в мороз – на тепло.

28 ЯНВАРЯ
Павел Фивейский
Петр и Павел дня прибавил.
Звездная ночь – к урожаю льна.
Коли ветер, будет год сырой.

29 ЯНВАРЯ
Петр-полукорма
Петра-полукорма, вышла половина зимнего корма.
Если корма осталось меньше половины, надо сократить норму пользования им.
Половина корма, заготовленного для скота, к этому дню выходит. На этот день повсюду существует пословица: «Метла да костра – будет хлеб до Петра, а синец да звонец – хлебу конец».

30 ЯНВАРЯ
Антон-перезимник
Перезимник обнадежит, обтеплит, а потом обманет – все морозом стянет.
Хитер Антон со всех сторон.

31 ЯНВАРЯ
Афанасий-ломонос, береги нос. Кирилл
В Офонасьев день – самый крень, самы морозы живут. (Север.)
Пришел Афанасий-ломонос – береги щеки и нос.
Афанасий и Кирила забирают за рыло.
На Офонасьев день пригревина на стенах, так это к зеленому году. (Пинежье.)
В полдень солнце – весна ранняя.
Сережки у луны – к пурге и морозу.
Чистый закат солнца в морозную погоду говорят о том, что морозы будут и дальше.
Самовар гудит сильно – к морозу.
Уголь на загнетке сам разгорается – к морозу.
Два друга – мороз да вьюга.
Ну и мороз – гвозди вон!
Ну и мороз – птицу на лету бьет!
Береги нос в большой мороз.
Не страшен зимой мороз, когда тепло укрыт нос.
На Афанасия знахари выгоняют ведьм.
Только на афанасьевские морозы можно угнать ведьм, потому будто, что в эти дни ведьмы летают на шабаш и там теряют память от излишнего веселья. (Воронежская губ.)
Продолжается свадебная пора. К кому не приехали сваты или кто не выбрал невесту, начинают беспокоиться и теряют надежду до масленицы сыграть свадьбу.

Вернуться
Главная страница





Hosted by uCoz