Круглый год  

Славянский календарь
Славянский календарь

ФЕВРАЛЬ
февраль – снежень, бокогрей, широкие (кривые) дороги
февраль холодный и сухой – август жаркий.

14 ФЕВРАЛЯ
Трифон
На Трифона звездно – весна поздняя.
Если на небе покажется много звезд, то зима еще долго продлится и весна будет поздняя.
На Трифона сельские девицы молятся о женихах, так как февраль – месяц свадеб.
На Трифона заговаривают мышей, чтобы не портили скирды с хлебом.

15 ФЕВРАЛЯ
Сретенье, Сустретьев день
Сретенье – зима с летом встретились.
На этот день зима борется с летом: кому идти вперед, кому назад.
Сретенские морозы. Сретенские оттепели.
Солнце на лето, зима на мороз.
Покров не лето, а Сретенье не зима.
Зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама лиходейка от своего хотенья только потеет.
У дня больше света, у ночи меньше стужи.
Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.
На Сретеньев день снежок – весною дожжок.
Снег метет через дорогу – будет поздняя весна, а коли не метет, то ранняя.
Если в Сустретьев день по дороге несет снег, значит, в квашни поведет – уродится хлеб.
На Сретенье утром снег – урожай ранних хлебов, в полдень – средних, если к вечеру – поздних.
Если на Сретенье петух напьется воды – наберется пахарь беды (зима будет еще долго продолжаться, почему хозяева берегут хлеб и пшено).
Если небо белозвездно, то зима заплачет поздно.
Если на Сретенье будет переметывать дорогу, зима протяжная.
Снег через дорогу передувает – сей просо; если же случится оттепель и капель, то сей пшеницу.
По погоде в Сретенье судят также об урожае трав, для чего бросают поперек дороги палку и наблюдают: если снег заметет ее, то и корм для скота «подметет», т.е. травы будут дороги.
Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны.
В Сретенье капель предвещает урожай пшеницы, а ветер – плодородие фруктовых деревьев, почему садовники, пришедши от заутрени, трясут деревья руками, чтоб были с плодами.
В Сустретьев день начинали закармливать племенных птиц и кормить кур овсом, утверждая: «Корми кур овсом – весной и летом будешь с яйцом».
Тепло льды пятнает, старик шубу снимает.
На Сретеньев день льды опятнает – зверь ложится по льдинам (Архангельская губ.).

16 ФЕВРАЛЯ
Симеон и Анна – расчинай починки
Власий

Семен с Анной сбрую починяют.
В починки дед встает чуть свет – чинит сбрую летнюю да борону столетнюю.
Починки, по сохе поминки.
Худая сбруя – несчастный выезд.
------------------------------------------
На Власия большие лужи.
По 24 февраля бывают семь крутых утренников: три до Власия, четыре после Власия.
Полагают, что на Власия домовой заезжает лошадей. Чтобы от домового избавиться, привяжи к лошади кнут, рукавицы и онучи.

17 ФЕВРАЛЯ
Николай студеный
Студеный день – шубу снова надень.
Никола студеный – волчий сват, маковый закат.
Наступает время звериных свадеб.

18 ФЕВРАЛЯ
Агафья-коровница
Агафья-коровница, береги коров.
Агафья коров оберегает от болезней.
----------------------------------------------
Корова без клички – мясо.
Корова в тепле – молоко на столе.
У коровы молоко на языке.
Корова на дворе – харч на столе.
Корову палкой бить – молока не пить.
С маслом да со сметаной бабушкин лапоть съешь.
Избыл дед бычка, да хватился молочка.
Сметану любить – коровку кормить.
Крестьянин скотинкой жив.
Животину водить – не разиня рот ходить.
Домашний теленок лучше заморской коровы.
Была бы корова, найдем и подойник.
-----------------------------------------------
На Агафью коровья смерть ходит.
В селениях Нижегородской губернии есть поверье, что на этот день пробегает по селам «коровья смерть», олицетворяемая в виде старой отвратительной женщины, имеющей руки граблями.
По случаю падежа скота или для предотвращения его существовал во многих местах России обряд опахивания деревни: собирались ночью скрытно все бабы в одних рубахах, с распущенными волосами, брали в руки кто дубину, кто косу, на вдову надевали хомут без шлеи, запрягали ее в соху и гурьбой обходили деревню. Обязательно захватывали с собой петуха, кошку и собаку. Во время «опахивания» выкрикивали: «Смерть, смерть коровья – не губи нашу скотину; мы зароем тебя с кошкой, собакой и кочетом в землю!»
В Воронежской губ. думали, что в этот день из ада вылетают нечистые духи в виде птиц и заглядывают в трубы. Против таких опасных посетителей принимаются особые меры, состоящие в окуривании чертополохом.

19 ФЕВРАЛЯ
Вукола-телятник
На Вуколу – начало весеннего отела коров.
На святого Вуколу телятся жуколы (коровы, обходившиеся со сгона).
На Урале и в других краях отелившуюся корову, оягнившуюся овцу в хлевах окуривали чабрецом (богородской травой), чтоб молоко не было поганым, а молодняк рос здоровым.
Во многих селениях есть обыкновение: когда телится корова, то по истечении двенадцати удоев, когда пройдет молозиво и молоко сделается годным к употреблению, варят молочную некрутую кашу. Старшая в семействе женщина берет горшок этой каши, обкладывает его сеном и становит в чашку с овсом. Потом трижды поднимает чашку над головой и при каждом разе произносит: «На сто бычков! На тысячу телушек!» Затем, снявши приволоку, т. е. пленку, садятся за стол и едят. Этот обряд, который обыкновенно совершается перед обедом, называется «моление молока». Сено и овес отдаются корове и телку, а приволока – одному теленку.

20 ФЕВРАЛЯ
Лука
Пекут пирожки с луком.
На Луку полуденный ветер – к урожаю яровых.

21 ФЕВРАЛЯ
Захарий-серповидец
Святцы называют Захария Серповидцем потому, что он в одном из пророческих откровений видел свиток, летающий по воздуху, изогнутый наподобие огромного серпа. Крестьяне понимали это по-своему и день этот ознаменовывали тем, что доставали серпы и осматривали их.
Захарию-серповидцу молятся бабы-жницы.

22 ФЕВРАЛЯ
Никифоры-Панкраты
На Никифора плетут лапти.
Не всяк Панкрат хлебом богат.
Зима убегает темными ночами.

23 ФЕВРАЛЯ
Прохор
На Прохора и зимушка-зима заохает.
Хоть февраль злится, но весну чует.
До Прохора старуха охала: «Ох, студно!»
Пришел Прохор да Влас: «Никак скоро весна у нас!»

24 ФЕВРАЛЯ
Власий-сшиби рог с зимы
Власий-скотий бог

Пришел Власьев день, пришли и власьевские морозы.
Власьевские утренники пойдут – держи ухо востро!
Власьевские морозы последние, завершающие зиму.
Власий сшибает рог с зимы.
Прольет мороз маслица на дороги – зиме пора убирать ноги.
Мороз запел – санный путь оледенел.
С Власьева дня полоз санный покатится и корова бок греет
На Власьев день стараются вообще не работать я расчете предохранить свой скот от падежа.

К Власию обращались с молитвой, особенно во время эпидемии: «Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли-играли, а с поля шли-скакали».
Во многих местах Власъев день отмечали как большой праздник. В Кадниковском уезде Вологодской губ. на празднество съезжались жители соседних волостей, устраивалось многолюдное молебствие, во время которого освящались караваи ржаного хлеба. Хозяйки затем скармливали этот хлеб скоту. «Власьев день здесь – праздник по всем приходам на три дня и больше. Варят пиво, приглашают всю родню, словом, празднуют широко и разгульно».
У Власия и борода в масле.
Начинаются скотские торги – базары.

25 ФЕВРАЛЯ
Мелетий и Алексий
В течение трех дней выставляли на утренний мороз зерно, предназначенное для посева, говоря, что тронутые морозом семена дают лучший урожай.
Выносили на мороз также лен и пряжу, чтобы и меть чистые, ровные и белые нитки и мотки.

27 ФЕВРАЛЯ
Кирилл
На Кирилла хорошая погода – к морозам.

28 ФЕВРАЛЯ
Онисим-овчар, овчарник

На Онисима-овчарника зима становится безрогой.
В Рязанской, Тульской и некоторых других областях именно в этот день зарнят пряжу, т.е. выставляют ее на утренний мороз.
Большая прибавка воды предвещает хороший сенокос.
На Онисима овчары окликают звезды, чтобы овцы ягнились. Воронежский крестьянин, к примеру, совершал это следующим образом: «Вечером, когда появятся звезды, хозяин овец с овчаром выходят за околицу и кладут на все четыре стороны по три поклона. Овчар становится на руно и произносит: «Засветись, звезда ясная, по поднебесью, на радость миру крещеному. Загорись огнем негасимым на утеху православным. Ты заглянь, звезда, на двор рабу (имя рек). Ты освети, звезда ясная, огнем негасимым белояровых овец. Как по поднебесью звездам несть числа, так бы у раба (имя рек) родилось овец более того».

МАСЛЕНИЦА
27 ФЕВРАЛЯ-5 МАРТА
Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта.
Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.
Масленица стала синонимом самого широкого, безбрежного разгула. Она называлась веселой, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей, честной, барыней-Масленицей, госпожой Масленицей. Веселая, изобильная жизнь называется Масленицею: не житье, а Масленица.
Первоначально Масленицу именовали мясопустом. Позже стали называть масленичную неделю сырной, или просто Масленицей. Масленица не имеет точного календарного времени, а является неделей, предшествующей Великому посту.
Согласно легенде, Масленица родилась на севере, отцом ее был Мороз. Однажды в самое печальное и суровое время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. Масленица пришла, но не той хрупкой девушкой, которая пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с румяными ; щеками, коварными глазами, с хохотом. В народе ее называли тридцати братьев сестрою, сорока бабушек внучкой, трех матерей дочкой.

ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ
С субботы уже начинали праздновать малую Масленку. Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с базара вопросом Везешь ли Масленицу Кто отвечал "нет", того били лаптями. В этот же день ребята с особым азартом катались с гор: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.
Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья».
Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения и пр.:
Понедельник – «встреча»,
Вторник – «заигрыш»,
Среда – «лакомка», «разгул», «перелом»,
Четверг – «разгуляй-четверток», «широкий»,
Пятница – «тещины вечера», «тещины вечерки»,
Суббота – «золовкины посиделки», «проводы»,
Воскресенье – «прощеный день».
Вся неделя именовалась «честная, широкая, веселая; боярыня-масленица, госпожа масленица».
К первому дню Масленицы устраивались общественные горы, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами – народ торговый собирал дань с праздности: здесь копейка ставилась ребром – небогато, да торовато, гулливо.
На заигрыши с утра приглашали девицы и молодцы покататься на горах, поесть блины.
На лакомки тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.
В широкий четверг начинается масленичный разгул: катанье по улицам, разные обряды.
На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на ужин.
В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почести.
На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка сзывала старых своих подруг-девиц; если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была дарить своих золовок подарками.

ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ
Проводы Масленицы и прощение отправляются на Руси с разными обрядами. На прощеный день ездят одаривать кума с кумой. Прощение между родными и знакомыми происходит вечером. Прощаться приходят родные к старшему в роде. Прощаясь, говорили по обыкновению друг другу: Прости меня, пожалуй, если в чем виноват перед тобою. Прощение заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощение между домашними бывало после ужина, перед сном. Здесь дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощение.
О русской Масленице сохранились поговорки:
Не житье, а Масленица.
Не все коту Масленица.
Масленица семь дней (неделю) гуляет.
Милости просим к нам об Масленице со своим добром, с честным животом.
Сваталась Маланья на Масленице, думала гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что Масленица только ставит молодых напоказ.
Масленица-объедуха, деньгам приберуха.
Боится Маслена горькой редьки да пареной репы (то есть предстоящего поста)
После Масленицы - Великий пост, а за Страстною – Пасха.
Кому Маслена, да сплошная, а нам Вербная да Страстная!
Была у двора Масленица, да в избу не зашла.
Без блинов – не Маслена.
В прощеный день, как на Пасху, все целуются.
Но, гуляя, все-таки надо вспоминать про предстоящий пост. Есть и на этот счет советы:
Маслена не на век дается.
Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай.
Масленице предшествуют недели, носящие в народе названия сплошных, пестрых, всеядных. Пестрыми неделями называются последние недели перед постами; они обыкновенно следуют за неделями всеядными. Пестрая неделя идет за сплошною.
Приметы:
Какова пестрая, такова и Маслена.
Если на всеядной будет хорошая погода, то и Маслена будет тепла.
Ненастная погода в воскресенье перед Масленицей – к урожаю грибов.
Какой день Масленицы красный – в такой сей по весне пшеницу.
Если на масленицу идет снег, будет урожай гречихи.
Праздничный стол
За одну неделю перед постом нельзя было есть ничего мясного, однако допускалось потреблять все, происходящее от плоти – масло, сыр, яйца, молоко.
На сырной неделе (Масленице) уже нельзя есть мясо, зато, в отличие от 7 великопостных недель, разрешены молоко, молочные продукты и рыба. Предшествует Масленице "мясное заговенье" –воскресенье за 56 дней до Пасхи и, соответственно, воскресенье перед Масленицей. Это последний день зимнего мясоеда. В разных регионах страны готовили в это воскресенье свои традиционные мясные кушанья.

Главной ритуальной пищей Масленицы были блины. Начинали их печь уже с понедельника, но в обязательном порядке блины появлялись на столах в четверг. Масленичные празднования предполагали обильные возлияния (На маслену не пить – Бога гневить).
Блины пекли всю неделю; на блины звали гостей и блинами везде угощали.
Блины
У древних славян, обожествлявших Солнце, блин олицетворял это божество.
Вероятно, слово "блин" произошло от "млин" – молоть. Первоначально млином называли изделие из гречневой молотой муки, пекущееся на сковороде, смазанной маслом. Очевидно, эти блины начали печь раньше хлеба.
Блины – поминальное кушанье. И первый блин, испеченный на Масленице, – за упокой. Его клали на слуховое окошко "для душ родительских" или отдавали нищим, чтобы они помянули усопших.
Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Накануне вечером, когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходила на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывала месяц выглянуть в окно и подуть на опару: "Месяц ты месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару!"
Каких только блинов не было! Молочные и яичные, на дрожжах, опаре, из гречневой муки и ржаной, пшеничные и овсяные, с припеком, двумя припеками.
Правильно готовят блины так: сковороды перед выпечкой не моют, а лишь прокаливают, посыпав на дно ложку крупной соли, затем протирают сухой чистой салфеткой и смазывают растительным маслом – иначе блин получится комом.
Кружевные да пышные – русские блины (рецепты)
Блины вправе называться национальным русским блюдом. Ни в одной кухне мира нет такой выпечки. Настоящие красные блины пекут на масленицу из пшеничной муки и на дрожжах. Во все остальные дни можно есть «скородумки» – блины на кислом молоке – или блинчики из пресного теста.
Блины обычные
2 стакана муки, 4 стакана молока, 2 яйца, 1 ст. л. дрожжей, 1 ст. л. сахара, 2 ст. л. растительного масла, соль. Замесить тесто, не допуская комков, и выпечь.
Блины на кислом молоке
2 стакана муки, 4 яйца, 100 г сливочного масла или сливочного маргарина, 1 ст. л. сахара, 2 стакана кислого молока (или кефира), 4 ст. л. растительного масла, соль.
Белки в это тесто вводить только взбитые и только после того, как оно замешено.
Блины дрожжевые
25 г дрожжей, 700 мл молока, 1,8 стакана муки, 1 ст. л. сахара, 4 яйца, 1/2 ст. л. сливочного масла.
Развести в 300 мл теплого молока дрожжи, всыпать муку, размешать, дать подойти. Добавить оставшееся теплое молоко, сахарный песок, яйца, растопленное сливочное масло, дать подняться, испечь блины. Подать к столу, посыпав сахарным песком.
Блины славянские сдобные
4 стакана муки, 1 стакан сметаны, 10 яиц, соль. Смешать муку со сметаной, посолить по вкусу, размешать. Вбить постепенно 10 желтков, затем добавить 10 взбитых в пену белков, осторожно, сверху вниз, перемешать. Выпекать блины на смазанной маслом сковороде. Подавать с вареньем, желе, сахарным песком.
Масленица постепенно готовит верующих к Великому посту. Заканчивается масленица и начинается Великий Пост (прощеное воскресенье, начало Великого Поста, Великий Пост, о причастии во время Поста)

Вернуться
Главная страница




Hosted by uCoz