Круглый год  

Славянский календарь
Славянский календарь

ЗИМА
Зима снежная – лето дождливое.
Если зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.
Если зимою тепло – летом холодно.
Зима морозная – лето жаркое.
Если зимою вьюги – летом ненастье.
Если зимою иней – летом роса.
Большой иней во всю зиму – тяжелое лето для здоровья.
Если зима гнилая, то ячмень уродится.
Снежная зима предвещает хороший рост трав.
Кольцо вокруг солнца – к ненастью.
Зимою в мороз, когда солнце на южной стороне в рукавицах, так это к переменной погоде (Пинежье).
Солнце-то в рукавицах, как радуга, как столбы по обеим сторонам – к стуже (Пинежъе).
Круг около солнца или месяца зимою предвещает продолжительные метели с морозами (Орловская губ.).
Зимой месяц кверху рожками – к морозу (Пинежье).
Сильно блестят зимою звезды – к морозу.
Если звезды блестят ярко – летом предвещает зной, зимою – стужу (Воронежская губ.).
Если окна начинают потеть при двойных рамах – к усилению мороза.
Если зимою шумит лес – ожидай оттепели.
Если самовар гудит – к морозу.
Зимой катается лошадь, спит на назьму – говорят: к теплу.
Из ушата собака сено ест – к теплу (Пинежье).
Зимой собаки валяются – то быть метели (Тамбовская губ.).
Кошка на печи – ко стуже; а кошка на полу – к теплу.
Кошка на печь заползет, значит, мороз будет.
И птица чует, что холод будет.
Птица хохлится – к непогоде.
Снегирь под окном зимой чирикает – к оттепели.
Снегирь зимою поет на снег, вьюгу и слякоть.
Воробьи дружно чирикают – к теплу.
Вороны и галки садятся на полдень носами – к теплу.
Ворона кричит на полдень – к теплу, на север – к холоду (Пермская губ.).
Если на ночлеге зимою ворона сидит на верхушке дерева, в сторону ветра, то на другой день будет тихая погода; когда же она сидит в нижних частях дерева и прячется между ветвей, то следует ожидать ночью или на другой день ненастья (Воронежская губ.).
Волки воют под жильем – к морозу (или к войне).
Если в зимнее время пауки очень деятельно свою паутину ткут, взад и вперед бегают, друг с другом дерутся, вешаются на новых нитях, то это означает, что через 9-10 дней наступит холод; если пауки спрячутся – будет оттепель.

ДЕКАБРЬ
Студень, студный, стужайло
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.
Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.
Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля – то это к урожаю.
Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето; коли же остается промежуток – урожайное.

1 ДЕКАБРЯ
Платон и Роман
Платон да Роман кажут зиму нам.
Каков Платон и Роман, такова и зима.
Гляди зиму с Платона и Романа, чтобы похвалить ее на масленицу.
Коли на мучеников Платона и Романа день теплый, то и зима будет теплая.
Если случится в течение дня перемена, то сколько раз последует она, стольким же переменам подвергнется и зима.
Месяц в кругу – это к погоде: падь (снег) больша будет (Пинежье).
Месяц в рукавицах – к морозу (Пинежье).
Если комар летает по комнате – к оттепели.
Ворона ходит по дороге – к теплу.

2 ДЕКАБРЯ
Авдей Радетель
Метель дорогу перенимает, в щели земные, в трещины лихие болезни загоняет.

3 ДЕКАБРЯ
Прокл
Коли 3 декабря снег шел, то 3 июня пойдет дождь.
Проклы – проклинали нечисть под землей, чтоб не выходила.

4 ДЕКАБРЯ
Введение
Церковь праздновала в этот день Введение во храм Богородицы, народ же сохранял в названии дня только первое слово – «введение», соотнося его не столько с богородицей, сколько с понятием начала, ввода, что совпадало с вступлением зимы в свои права.
Введенье пришло – зиму привело.
Введенские морозы зиму не ставят (Московская губ.).
До Введения если снег выпадет, то растает.
После Введения если снег пойдет, то ляжет зима.
С начала зимы жили ожиданием праздников, которыми богат декабрь и поэтому стремились узнать, какая погода выпадет на праздничное время.
В Введенье мороз – все праздника морозны, тепло – все праздники теплы.
На Введение – толстое ледение (Рязанская, Тамбовская губ.).
Введенье ломает леденье (Тульская губ.).
Зимы нет коли санный путь не установился.
На Введенье делались пробные выезды на санях. Право начать зимние гулянья отводилось молодоженам, которые торжественно обставляли свой первый выезд: сани подбирались расписные, легкие, украшались разноцветными дорожками; молодая наряжалась в лучшие одежды, молодой муж, подпоясанный ярким кушаком, лихо правил лошадьми. Обряд так и назывался – «казать молодую».
Открывались Введенские ярмарки, торги.
В Москве, например, на Введенской ярмарке традиционно устраивали продажу саней. Лубянка заполнялась огромным количеством всевозможных саней – одиночных, парных, троечных; обыкновенных будничных и праздничных – расписных, украшенных затейливой резьбой; последние, как правило, изготовлялись галицкими мастерами.

5 ДЕКАБРЯ
Прокоп
Пришел Прокоп – разрыл сугроб, по снегу ступает – дорогу копает.
В этот день обычно всей деревней выходили расставлять вехи вдоль дорог, чтобы путникам легче было отыскать в метель и снегопад дорогу.
Считалось, что именно с Прокопа устанавливается хороший санный путь.
На Прокопия – мужские братчины.
Варят общественное пиво.
«Убравши хлеб, после Рождества богородицы, уже собирается крестьянин в лес. С наступлением санного пути он с лошадью рядится вывозить срубленный лес и до оттепелей весенних занимается этим. ... Часто в зимовке целыми ночами рассказываются сказки одна другой фантастичней» (Тихвинский у. Новгород, губ.).
«В зимнее время мужики и парни днями ездили по сено да по дрова, а вечером санничали – изготовляли сани, полозья. За работой или в зимние сумерки, когда вся семья забирается на печи да на палати отдыхать, звучали сказки и загадки» (Тюменская губ.).

6 ДЕКАБРЯ
Митрофан
Если б декабря моросил снег и ветер с севера, то 6 июня будет ветер с севера и дождь побрызгает.
На Митрофания в Енисейской губернии в ряде сел устраивали кануны. Собирают со всех муку, варят пиво. Канун сопровождается «обычным гульбищем. Девицы яйца варят, разные игрища устраивают».

7 ДЕКАБРЯ
Екатерина. Катерина-санница
Екатерининское гулянье.
Первое катание на санях.
В этот день устраивались гонки на санях. Всей деревней, стар и мал, собирались на каком-либо возвышении, пригорке, чтобы посмотреть на парней и молодых мужиков, поболеть за своих, оценить лошадей. Девушки отдавали должное женихам за их удаль, сноровку, силу.
Вечер под Екатерину – время ворожбы.
Девушки перед сном кладут под подушку кусок хлеба и загадывают: какой будет суженый.
Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.
Не спится, не лежится, все про милого грустится.
У невесты женихов сто один, а достанется один.
С Екатерины мужики нередко уходили в извоз.
То не извоз, коли в путину на кнут не заработаешь.
Не всегда кормит обоз, а иногда кормит и воз.
Мороз – сорок пудов на воз. (Хорошая санная дорога легка.)
Едешь на день, а. хлеба бери на неделю.
В объезд – так к обеду, а прямо – так дай бог к ночи.
Не бойся дороги, были б кони здоровы.
Обратная дорога всегда короче.
У доброго коня версты недлинны.
Зимой с бороной, а летом в извозе.
Либо добыть, либо домой не быть.
По ремеслу и промысел.
Умный товарищ – половина дороги.
Где дорога, там и путь.

8 ДЕКАБРЯ
Климент
Климентьев день: зима клин клином вышибает.
В ригах продолжали молотить хлеб. Молотили натощак, чтоб легче двигаться. И чем тяжелее работа, тем озорнее загадки, отгадка которых кроется в самом ритме их сказывания, как будто сочиняются они под стук цепов.

9 ДЕКАБРЯ
Георгий-победоносец. Егорий (Юрий) осенний, холодный. Юрьев день
Егорий с мостом, Никола с гвоздем.
На Руси два Егорья: холодный да голодный (6 мая).
К Егорьеву дню обивают двери войлоком или рогожами, конопатят окна и погреба. (Тамбовская губ.)
Если до Егорьева дня бывает иней, то сев овсов в будущем году окончится до Егорьева дня.
В Юрьев день ходили слушать воду в колодцах: коли тихо, не волнуется, зима будет теплая, послышатся звуки – ожидай сильных вьюг и морозов.
Егорий зимний – охранитель скота, повелитель волков.
Волки начинают ходить за добычей.
С Егория медведь в берлоге крепко засыпает, а. волки жмутся к деревенским задворкам.
Что у волка в зубах, то Егорий дал.
Легенда приписала Георгию победу над страшным Змеем, Драконом, сделав его популярнейшим героем. Подвиг его запечатлен на множестве икон, а уже с XIV века изображение Георгия на коне становится эмблемой Москвы, затем входит в герб нашей столицы и позже – в состав государственного герба Российской империи.
В народных представлениях Егорий-змееборец наделен способностью отвращать змей от человека и домашних животных.
На Егория осеннего змеи именинницы.
«Змеи в Егорьев день ни грешных, ни святых не оставляют. Параскева Пятница раз в Егорьев день лесом шла, очень торопилась по нужному делу, а змеи ее увидели, так стаей за ней. Еле ушла от них, а то хотели ее зажалить. В Егорьев день в лес никак нельзя ходить!»
С Юрьевым днем в России связано печальной памяти историческое событие, а с ним и соответствующие пословицы и поговорки.
Юрий работы начинает, Юрий и кончает.
Так было до XVI века, когда безземельные крестьяне могли свободно переходить от одного землевладельца к другому за неделю до Юрьева дня и спустя неделю после него:
Наряжалась баба на Юрьев день погулять с барского двора.
На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день.
Мужик не тумак: знает, когда живет Юрьев день.
Позвал дьяк мужика судиться на Юрьев день, а мужик был таков.
Борис Годунов отменил право перехода крестьян, закрепив их навечно за боярами, вотчинниками.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет.
Зарекался мужик на Юрьев день радеть о боярском добре.
Однако память о прежнем обычае сохранялась и в XIX веке Юрьева дня заключались сделки, нанимались на работу производились расчеты:
С Юрия осеннего до Юрия весеннего.
Крепки ряды Юрьевым днем.
Мужик болит и сохнет по Юрьев день.
Уговор – делу родной брат.
Уговор дороже денег.
До слова крепись, а давши слово–держись.
Рядись – не торопись, а работать – не ленись.
Рядись да оглядись, верши – не спеши, делай – не греши.
Без уговору работать – что на пустом поле хлеб собирать.

10 ДЕКАБРЯ
Роман
Ко дню Романа рыбы должны схорониться в зимовальных ямах и омутах, приготовиться к зимовке, зато идут на нерест налим, сиги и ряпушка.
На Белом озере рыбаки выезжают артелями для ловли снетка. «По прибытии на место ловли вырубают большую прорубь, от которой вырубают но обе стороны маленькие прорубки, чрез которые гонят подо льдом две жерди с привязанными к ним концами ужиц. Для выловленной рыбы приготавляют расчищенное на льду место – гумно, где и раскладывают рыбу для замораживания. Рыбу посыпают снегом и, когда она замерзнет, просевают в особо приготовленных для того решетах. Невод на ночь не увозят, а оставляют его в проруби на шестах или закрывают снегом толщиною до 1 аршина, чтобы невод не смерзся». Ловля снетка продолжается примерно до середины марта, пока держится лед.
У лосей отпадают рога старые.
Святому Роману русский народ молится о разрешении бесплодия и бесчадия.

11 ДЕКАБРЯ
Сойкин день
Птица сойка – из рода вороньего. О девяти зеркальцах ее крылья. Просит она заступничества у вороньей стаи, у метели-крутели за рожденного в этот день. И надобно было почесть чудесную птицу, а коли она позовет в этот день, к окну прилетит или у крыльца станет кричать, то это предвестие, знак следовать за ней. Открывает, мол, птица-сойка грядущее, хлопочет о счастье твоем.

12 ДЕКАБРЯ
Парамон
Утро красное – быть декабрю ясным.
На Парамона снег – быть метелям вплоть до Николина дня.
Зима без снегу – не быть хлебу.
Снег глубок – год хорош.
Много снегу – много хлебу, вода разольется – сена наберется.
Не то снег, что метет, а то, что сверху идет.
Коли поле зимой гладко, и в сусеке будет гладко.
Снег земледельцам серебра краше.
Снегу надует – хлеба прибудет.
Снег земле-кормилице – теплый кожух.
Снежные хлопья стали крупными, значит, жди оттепель.

13 ДЕКАБРЯ
Андрей Первозванный
Вторично слушают воду: тихая вода – хорошая зима, шумная – предстоят морозы, бури, метели.
Результат сверяют с тем, что дал Юрьев день.
Вечером девушки гадают о своих суженых. Гадания на Екатерину и Андрея – своего рода репетиция перед настоящим, большим, разнообразным гаданием на святки.
Накануне святого Андрея девушки соблюдают пост, но так, чтобы никто из родных этого не заметил. Садясь за стол ужинать, отламывают кусочек хлеба от своего ломтя, чтоб никто не видел, кладут его под скатерть, а выходя из-за стола, берут с собой. Когда ложатся спать, кладут кусочек под подушку, приговаривая:
– Суженое- ряженое, приходи ко мне кушать.
Уверяют, что загадавшие видят во сне своих суженых.
Андрею Первозванному молятся девушки о даровании хороших женихов.

14 ДЕКАБРЯ
Наум-грамотник
По давно заведенному обычаю с Наума детей начинали учить грамоте. Более удобного времени для овладения азами чтения и счета крестьянину не найти, к тому же сам покровитель этого дня народными «языковедами» напрямую связан с учением (Наум – от слова «ум»).
Наум поставит на ум.
Пророк Наум наставит на ум.
Батюшка Наум, наведи меня на ум!
Голова без ума, что фонарь без свечи.
Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Идти в науку, терпеть муку.
Без муки нет и науки.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Учиться всегда пригодится.
Не учась, и лаптя не сплетешь.
Учи сына, пока поперек лавки лежит, а как вдоль ляжет – тогда поздно учить.
К мягкому воску печать, а к юну ученье.
Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
Учиться никогда не поздно.
Век живи – век учись.
Недоученый и переученый хуже неученого.
Азбука – наука, а ребятам мука.
Аз, буки и веди страшат, что медведи.
Аз – били мене раз; буки – набрался муки.
Во время ученья нельзя есть, а то заешь выученное.
Если учишь по книге, то, окончив, должен ее закрывать, в противном случае всё позабудешь.

15 ДЕКАБРЯ
Аввакум.
Верили в примету: "Если в середине декабря много снега, будет богатый урожай трав летом".

16 ДЕКАБРЯ
Иван Молчальник. День Мировой Немоты, Тишины
В этот день сведущие люди советовали молодежи попридержать язык, помолчать. Кто на Иоанна Молчальника помолчит, тот красноречив весь год будет.

17 ДЕКАБРЯ
Варвара
С великомученицей Варварой в народном дневнике обошлись весьма фамильярно:
Трещит Варюха – береги нос и ухо!
На Варвару зима дорогу заварит (заварвярит).
К Варвариному дню зима дорогу заварит, мосты замостит.
Варвара мостит, Савва гвозди острит, Никола прибивает.
Долгие зимние ночи уже наскучили, и в нетерпеливом ожидании прибавления дня, подгоняя солнцеворот, который должен наступить только через 8 дней, приписывали Варваре небольшое удлинение светлого времени.
Святая Варвара ночи урвала.
Варвара ночи украла, дня притачала.

18 ДЕКАБРЯ
Савва
По народным представлениям, Савва продолжает Варварину работу.
Варвара мостит, Савва стелет. Варвара заварит, Савва засалит, Микола затвоздит.
Савва путь засалит.
Савва гвозди вострит.
На день Саввы зима реки засалит.
Смотри, как дым вьется, взвивается, в небо устремляется.
Дым столбом – к морозу, к вёдру.
Дым волоком – к ненастью.
Когда дым без ветра бьет к земле – жди снега.
На Савву нельзя ругаться тому хозяину, у которого есть лошадь.

19 ДЕКАБРЯ
Никола Чудотворец. Микола зимний, холодный
Никола – второй после Бога заступник. Покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, милостивый святой, заступник от всех бед и несчастий.
Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле.
Один Никола травный, другой морозный.
Никола зимний лошадь на двор загонит, Никола вешний лошадь откормит.
Какой день в Николу зимнего, такой и в Николу летнего.
Никола загвоздит, что Егорий намостит.
Хвали зиму после Николина дня.
Первые серьезные морозы – Никольские.
Подошел бы Николин день, будет и зима.
Коли на Михайлов день зима закует, то на Николу раскует.
Провезли зиму на санках до Николы, вот тебе и оттепель.
Коли на Николин день след заметает, дороге не стоять.
Перед Николой иней – овсы хороши будут.
Иней на Николу – к урожаю.
К Николе зимнему приурочивалась распродажа лишнего хлеба, от урожая зависели и цены:
Никольский торг всему указ.
Цены на хлеб строит Никольский торг.
Никольский обоз для боярской казны дороже золота.
Во многих местах России с Николина дня справляли так называемую «никольщину». Праздновали в течение нескольких дней, обязательно вскладчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая. «В отличие от прочих это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Общее веселье и охота на пиво длятся не менее 3-4 дней, при съезде всех ближайших родственников», и непременно приглашались соседи. «Неладно бывает тому, кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования: такого хозяина изводят насмешками в течение круглого года».
В Николин день во всяком доме пиво.
Хороша Никольщина пивом да пирогами.
Для кума Никольщина бражку варит, для кумы пирожки печет.
Никольщина не ходит с поклоном на барский двор.
На Никольщину зови друга и недруга.
На Никольщину зови друга, зови ворога – оба будут друзья.
Горевал мужик по Никольщине, зачем она не целый год живет.
Никольскую брагу пьют, а за Никольское похмелье бьют. (Случалось, что в праздничные дни спускали то, что трудом наживалось в течение месяцев.)
Что наковал, то и прониколил.
Дониколился до сумы.
Знать мужика, что Никольщину справлял, коли на голове шапка не держится (Воронежская губ.).
Зимою начало сватовства – Николин день.
Служат молебны те, кто думает женить или жениться.
Выбирай не невесту, а сваху.
У доброй свахи женихи с невестами все на перечете.
Без нашей свахи и девка не заневестится.
Сваха лукавая – змея семиглавая.
Никто против свахи не соврет.
Одна только сваха за чужую душу божится.
Чужую сторону никто против свахи не нахвалит.
Сваха чужие грехи на душу принимает.
На свашенькиных речах хоть садись да катись.
Люди хвастают – не перелезешь; сват схвастает – на коне не перескочишь.
Свату первая чарка и первая палка.
Хорошую невесту и на печи найдут.
Худ жених сватается – хорошему путь кажет.
Не заламывай рябинку не вызревшу; не сватай девку, не вызнавши.
Один женился – свет увидел, другой женился – с головой пропал.
Не кайся, рано вставши; кайся, рано женившись.
Доброю женою и муж честен.
С Николы молодежь начинала подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или у вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра.

20 ДЕКАБРЯ
Амвросий
Амвросий праздники отбросил.
День этот подводил черту под праздники уходящего года.

21 ДЕКАБРЯ
Анфиса Рукодельница
Красная шелчинка по серебряному полю снует. В светцах лучинка трещит. Девка шьет, но лишний глаз при том шитье – на сглаз. Потому в эти вечера отговаривают деву-красу от порчи. Нить-шелчинку вокруг запястья надобно обвить, чтобы не уколола пальцев девка, чтобы зевоты-икоты к ней не пристали.

22 ДЕКАБРЯ
Анна. Стефан
Опока на деревьях – к урожаю.
Церковное название (Зачатие святой Анны) повлекло за собой то, что день этот отмечался беременными женщинами и пчеловодами.
Беременным запрещалось в течение суток приниматься за какую-либо существенную работу.
На зачатие святой Анны беременным бабам пост.

23 ДЕКАБРЯ
Ермоген
Дни Спиридона Поворота (призыв Солнца, костры, купание в проруби особо очищенным) длятся по 29 декабря.

24 ДЕКАБРЯ
Данила. Лука
Никон стоит у икон.
Зажигали лампадку, как бы прибавляя впотьмах доброго света и прося солнце сойти на землю, вспыхнуть, отогнать нечистые силы.
По золотой лестнице сходило солнце на землю. А ведьмы с метлами летали, вихри снеговые поднимали.

25 ДЕКАБРЯ
Спиридон-поворот, Спиридон-солнцеворот
От Спиридона солнце на лето, зима, на мороз.
После Спиридона, хоть на воробьиный скок, да прибудет денек.
Как день прибавляется, на земле воздух холодеет.
Если на Спиридона светло, лучисто – новогодье простоит морозным, ясным; если хмуро и на деревьях повиснет иней – теплым и пасмурным.
В самый короткий день – спиридоньевские морозы.
На Солоноворота медведь в берлоге поворачивается на другой бок, а корова на солнышке бок погреет.
Снова красное солнышко на Спиридона прирядится и просветлеет, и коровка на нем бочок себе нагреет.
Говорят, солнце с этого дня будто бы наряжается в праздничный сарафан и кокошник, садится в телегу и едет в теплые страны. Зима же ходит с этого дня в медвежьей шкуре, стучится по крышам и будит баб ночью топить печи (Воронежская губ.).
Если зима ходит по полю, то за ней вереницами ходят метели и просят дела. Если ходит по лесу, то сыплет из рукава иней. Если по реке идет, то под следом своим кует воду на три аршина.
С какой стороны на Спиридона-поворота дует ветер, с той стороны будет дуть и до весеннего равноденствия.
Повинуясь старинному обычаю, в период солнцеворота жгли костры в честь солнца, а утром выходили за околицу и выкрикивали как можно громче:
Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
Красное солнышко, в дорогу выезжай!
Скатывали с гор колесо, которое потом сжигали у проруби, приговаривая при этом:
Колесо, гори, катись,
С весной красною вернись!
Начиная со дня Спиридона дети с утра до вечера пропадали на горках – катались на салазках, ледышках, старых корытах и обледенелых рогожах.
Взрослым запрещалось на Спиридона работать, зато следовала совершить ряд действий, направленных на подготовку к урожаю следующего года и выяснение того, что уготовила природа в ближайшее время.
Нарезали вишневых веточек и ставили их в горшок на покути и каждый день поливали (можно ставить веточки в воду, без земли). Если они зацветут на Рождество, то в следующем году будет урожай на садовые плоды.

26 ДЕКАБРЯ
Евстрат. Евгений
Мученик Бвстрат солнышку рад.
С этого дня наблюдают за погодой в течение 12 суток, считая, что каждый день покажет погоду одного месяца следующего года: 26 декабря соответствует январю, 27 – февралю, 28 – марту и т.д. до рождества (7 января по новому стилю), которое укажет на погоду в декабре нового года.

27 ДЕКАБРЯ
Филимон
Печь топи – стужу гони.
Зима ночи урвала, дня притачала.
Выходят ехидны, кикиморы и жалятся у оконниц. А нетопыри ухают, белесоватые глазницы пучат.

28 ДЕКАБРЯ
Стефан
Студено. Птица на лету замерзает.
С крыльца сойди, золотое уголье по двору покати.
Золотое уголье шает, нечисть стращает.

29 ДЕКАБРЯ
Аггей
Аггей иней сеет.
Коли на Аггея сильный мороз, то он простоит до крещения.
Если в этот день на деревьях иней, то святки будут теплые.

30 ДЕКАБРЯ
Ананий. Азарий. Мисаил
Библейскую историю о трех отроках на Руси знали очень хорошо, в день их памяти старшие в семье еще и еще раз рассказывали ее детям.
«Вавилонский царь Навуходоносор был язычником и приказал как-то "возвести золотого истукана высотой в шестьдесят локтей. После этого собрал всех своих вельмож, приближенных и подданных и повелел им поклониться новому золотому идолу. Как только раздались звуки труб, флейт, свирелей, арф – все пали ниц пред истуканом и воздали ему божеские почести. И только Ананий, Азарий и Мисаил – юноши-христиане – не пожелали поклониться идолу и стояли прямо. Разгневанный Навуходоносор приказал бросить их в горящую печь, которую растопили в семь раз жарче, чем обычно. Отроков ввели в раскаленную пасть печи, но огонь не коснулся их, ибо они находились под покровительством ангела. Юноши вышли из огня живые и невредимые. Восхищенный преданностью вере и мужеством этих молодых людей и пораженный свершившимся чудом, Навуходоносор приказал возвести их на высшие государственные должности и запретил отныне под страхом смерти кому бы то ни было хулить христианского бога.»
Вероятно, история эта не оказалась бы столь популярной в нашей стране, если бы в течение нескольких веков она не разыгрывалась принародно в Москве за неделю до Рождества. Вот что писал о «Пещном действе» английский путешественник Дж. Флетчер, видевший его в Москве в 1588 году: «...каждый епископ в своей соборной церкви показывает трех отроков, горящих в пещи, куда ангел слетает с церковной крыши, к величайшему удивлению зрителей, при множестве пылающих огней, производимых посредством пороха так называемыми халдейцами, которые в продолжение всех двенадцати дней должны бегать по городу, переодетые в шутовское платье и делая разные смешные шутки, чтобы оживить обряд, совершаемый епископом. В Москве царь и царица всегда бывают при этом торжестве».
«Пещное действо» не только собирало огромные толпы зрителей, но и подключало к разыгрыванию обряда охотников из простых зрителей – на роль халдеев, которые вносили в чинное церковное действо сильный элемент народного ряжения, глумотворства, святочного «6есовского» веселья.

31 ДЕКАБРЯ
Модест
Модест считался покровителем скота.
По старому исчислению, день этот приходился на 18 декабря и отмечался мужскими братчинами с пивом и мясом посвященного святому животного.

Вернуться
Главная страница





Hosted by uCoz