Круглый год  

Славянский календарь
Славянский календарь

АВГУСТ
Август – разносол, всего вдоволь.
В августе серпы греют, вода холодит.
Август-густарь, страды государь.
Август крушит да после круглит.
Август каторга, да после будет мятовка.
Овсы и льны в августе смотри.
В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.
Август-ленорост припасает холст.
Ни зимний стол август готовит разносол.
Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.
В августе всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье.
В августе всему час держи рукавички про запас.
В августе до обеда – лето, после обеда – осень.
В августе зима с летом борются.
На русском Севере в августе поспевает черница и голубель, они по хлебу поспевают.
Коли грибовно, так и хлебовно.
Поспевает черемуха.
В августе дуб желудями богат – к урожаю.
Если листья на деревьях в августе желтеют снизу – ранний сев будет хорош.
В августе грачи устраивают пробные облеты, собираются стайками.

1 АВГУСТА
Макрида
Смотри осень по Макриде; Макрида мокра – и осень мокра.

Вёдро на Макриду – осень сухая.
Макрида сряжает осень, а Анна (7 августа) зиму.
Коли на Макриду мокро, то страда ненастная.
Дождь с утра – не жди добра: будет осень вся мокра.
На Мокрицы если дождь – сев озимых хлебов будет хорош.
Если в этот день будет дождь, то не будет орехов.
На поле Макриды, а ты свое смекай.
Оводы кусают последний день.
Полетел пух с осины – иди за подосиновиками.

2 АВГУСТА
Ильин день
Илья лето кончает.
Петр и Павел на час день убавил, а Илья-пророк – два уволок.
Придет Петрок – отщипнет листок, придет Илья – отщипнет и два.
Во что Илья, в то и Воздвиженье (27 сентября).
С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются.
После Ильина дня в поле сива коня не увидишь – вот до чего темны ночи (Вологодская губ.).
С Ильи работнику две угоды: ночь длинна да вода холодна.
На. Илью до обеда лето, а после обеда осень.
На Ильин день и камень прозябнет (утренники).
До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильи и на кусте не сохнет.
Придет Илья – принесет гнилья (дожди).
До Ильи тучи ходят по ветру, а после Ильина дня –против ветра.
Илья-пророк принадлежит к самым популярным снятым, наравне с Николаем-угодником. В народном воображении Илья – святой грозный, суровый, карающий, но в то же время щедрый, наделяющий. Он могучий распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. В его подчинении дожди, гром, молнии, он посылает на землю плодородие. На Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных зверей: зайцев, лисиц, кошек, собак, волков и т.п.
Глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий – к ливню.
Гром беспрерывен – будет град.
Гром гремит долго и не резко–к ненастью, если же отрывисто и непродолжительно – будет ясно.
Ильинским дождем умываются, окачиваются от призора.
До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.
Дождь в Ильин день предвещает обильный урожай ржи на следующий год.
До Ильина-дня дождь – в закром, а после Ильина-дня – из закрома.
На Ильин день дождь – будет мало пожаров, вёдро – много.
Ильинская пятница без дождя – пожаров много.
Если в Ильинскую грозу молния зажжет избу, то тушить ее надо не водою, а молоком или сывороткой.
На Илью грех возить сено – Илья сожжет его.
На Ильин день стогов не мечут – спалит грозой.
Илья-пророк – косьбе срок.
До Ильина дня сено сметать, пуд меду в него накласть.
До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина дня – пуд навозу.
Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено сушить.
С Ильина дня защипывают (собирают) горох.
Девица в красе – что горох на полосе: кто идет, тот щипнет.
Илья жниво зачинает, лето кончает.
Ильин день зажинает.
Петр с колоском, Илья с колобком.
Пророк Илья куда ни махнет, всюду жито растет.
Когда на Ильин день бывает гроза, то говорят, что Илья Пророк поехал копенки считать.
Илья в поле считает.
Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра; а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семена дня (14 сентября).
Первый сноп – первый осенний праздник.
Новая новинка на Ильин день – сеют на Ильинской поляне.
Новая новина на Ильин день – спят на Ильинской (первой) соломе.
Ильинская соломка – деревенская перинка.
К Ильину дню хоть кнутом прохлысни, да заборони (пар).
До Ильи хоть одним зубом подери (пашню под озимые).
До Ильи хоть хлыстом захлещи.
В Ильин день если с утра облачно, то сев должен быть ранний, и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень – средний сев, а если вечером – сев поздний и урожай плохой.
На Ильин день скота не выгоняют в поле, боясь грозы и гадов, коим в этот день дана воля.
С Ильи-пророка открываются волчьи выходы (норы); первый выезд на волков.
На Ильин день зверь и гад бродит по воле.
С Ильина дня начинаются утренники.
Муха до Ильина дня кусается, а после – запасается.
После Ильина дня комары перестают кусаться.
В день Ильи капусту накрывают горшком, чтобы была бела.
После Ильина дня не советуют есть земляники, иначе будешь дремать.
На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезывают первые соты.
Богат, как Ильинский сот – Ильинский рой не в корысть поздний (т.е. не успеет запастись пищей).
До Ильи грачи по одиночке, а после Ильи большими стаями.
В Вятской губернии пророка Илью умилостивляют дарами: приносят в этот день в церковь «под свято» ногу барана, пчелиного меду, пива, колосьев свежей ржи и зеленого гороху.
Илья младше Миколы. поэтому «бык Миколе, а баран Илье».
До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.
С Ильина дни вода студена станет, купаться нельзя.
В Чердынском районе Пермской области говорили, что если купаться после Ильина дня, то можно утонуть или заболеть.
С Ильина дня на деревьях лист желтеет, а в реках и озерах вода остывает оттого, что в этот день будто через реку олень переплыл и воду остудил (Новгородская губ.).
Олень в воду лапу обмакнул – вода в реках делается холодной.
С Ильина дня воды стынут.
Илья-пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет (Ярославская губ.).

4 АВГУСТА
Мария Магдалина
Громовый день. Коли гроза – сена будет за глаза.
На Марию Магдалину в поле не работают – гроза убьет.
На Марию сильные росы – льны будут серы и косы.
Стелят льны по росной траве.
На Марию вынимают цветочные луковицы.
Мария Магдалина – ягодница, поцелуйница, сладостница.

5 АВГУСТА
Трофим-бессонник
Трофим – бессонник., пора усиленных работ, страды.
Хорошему хозяину день мал.
В страду одна забота – не стояла бы работа.
Если идет работа – спать неохота.
Жать – не дремать.
Долго спать – добра не видать.
Долго спать – с долгом встать.
На Трофима – калинники-малинники.

6 АВГУСТА
Борис и Глеб
Борис и Глеб – поспел хлеб.
Борис-Глеб – дозревает хлеб.
Бориса и Глеба – паликопна (гроза жжет копны), поэтому в поле старились не выезжать, за полевые работы не браться.
На Глеба и Бориса за хлеб не берися.

7 АВГУСТА
Анна-холодница. Макарий
День калик перехожих.
По Анне судили о зиме.
Анна припасает утренники.
Если утренник холодный, и зима холодная.
Какова погода до обеда – такова зима до декабря; какова погода после обеда – такова зима после декабря.
Муравьи увеличивают муравейники – жди холодной зимы.
Светлая и теплая погода предвещает холодную зиму, если же идет дождь – зима снежная и теплая.

9 АВГУСТА
Никола кочанский, кочанный. Пантелеймон Палий
Кочанный день. Вилки в кочаны завиваются.
На поле капустном – кочанов густо.
Хлеб да капуста лихого не попустит.
Не суйся к капусте, пока не припустят.
Ельник-березняк – чем не дрова, хлеб да капуста – чем не еда!
У хозяина без капусты брюхо пусто.
Капуста лучше пуста, хотя ести невозможно, да в брюхе не порожно.
Капуста не пуста, сама летит во уста.
Пантелеймона называют Палий и боятся в этот день грозы.
На Пантелеймона грех возить хлеб и сено – Пантелеймон сожжет.
Кто на Палея работает, у того гроза спалит хлеб.
Палий – пали копны. Палий спалит двор того, кто возит в этот день копны на гумно.

10 АВГУСТА
Прохоры и Пармены – не затевай мены
В этот день не обменивают свои вещи на чужие – выгоды не будет.

11 АВГУСТА
Калинник, Калинов день
Коли на Калинника туман – припасай косы про овес с ячменем.
На Калинника туман – готовь закрому про овес с ячменем.
Около этого дня нередко бывают морозы, вредные для хлеба, остающегося на корню.
Пронеси, господи, Калинника мороком (туманом), а не морозом.
На Калинов день не будет утренников, так и Лупа (5 сентября) не заморозит.
Калина не закалинит, так и Лупа не залупит.
Если спелый овес во второй раз зазеленеет – осень будет ненастной.
Сладка калина, как хорошо упарится.
Калина сама себя хвалила, что она с медом хороша.
Не видал ягоды сорок два года, а хоть бы и век, так и нужды нет.

12 АВГУСТА
Сила и Силуян
Сила хлеб силит.
На Силы и Силуяна роясь бывает пьяна (полна зерном и клонится к земле).
Рожь, посеянная на Силу и Силуяна, родится сильно.
Если в это время дни стоят пасмурные и прохладные, то дождя опасаться не должно и работы могут продолжаться без остановки; когда же душно и тягостно и насекомые особенно злы и едки, то будет дождь.
Яровой сею – по сторонам гляжу; ржаной сею – шапка с головы свалится, не подыму (некогда).
На Силу ведьмы обмирают, опившись молока.

14 АВГУСТА
Спас первый, медовый, мокрый. Маккавей
Спасовки – первые две-три недели августа (по старому стилю).
Первый Спас. На спасов день всё уже придет, все выжнем, как хорошо лето: и рожь, и жито – всё к спасову дни должно прийти. Хорошо лето, так хлеб в одну семь приходит (за семь недель). Две семи хлеб на полях не стоит: либо убьет его, либо дойдет, и его надо убирать (Пинежъе).
Когда хлеб сеешь в погоду, больше родится приплоду.
В сырую погоду и в дождь не должно сеять ржи; как обмочило оглобли, так и поезжай домой.
Если во время созревания малины первые ягоды бывают крупные, то рожь следует сеять раньше; при мелких же ягодах средний или поздний посев ржи лучше.
Паши под озимь, сей озимь, готовь гумна и овины.
На первый Спас защипывай горох.

Поспевает малина. Начинается заготовка лесной малины – старейшего лекарственного растения. В народе использовали не только сухие плоды (заваривали в виде чая при простуде), но и цветки малины, настой из которых применялся. Как противоядие против укусов змей и скорпионов; отваром цветков промывали воспаленные глаза, а водным настоем листьев полоскали горло при ангине.
Спешили собрать поспевшие ягоды черемухи – прекрасное средство, обладающее вяжущим, мочегонным и потогонным свойствами, употребляемое при желудочно-кишечных заболеваниях.
Во что Макавеи, в то и разговенье (28 августа).
Дождь на Маккавея – мало пожаров бывает.
На Макавеи собирают мак.
Черен мак, да смашен; и бела редька, да горька.
Не уродился мак – пробудем и так.
Семь лет маку не родило, а голоду не было.
Дикий мак употребляется как средство от ведьм. По народному верованию, стоит только этим маком обсыпать дом – и все козни ведьм окажутся недействительными.
Первый Спас–начало Успенского поста (до 28 августа), о котором говорят: Спасовка – лакомка, а Петровка (Петровский пост) – голодовка. В Петров пост, кроме луку, нет другой зелени для крестьян, а к Успенскому есть огурцы, арбузы, дыни и пр.
На первый Спас отлетают ласточки и стрижи.
Ласточка весну начинает, осень накликает.
Отцветают розы, падают холодные росы.
С первого Спаса – холодные росы.
Первый Спас – мокрый.
У первого Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро.
С первого Спаса и роса хороша.
На первый Спас олень копыто обмочил.

15 АВГУСТА
Степан-сеновал
Косят отаву.
Кончают сенокосные работы.
Каков Степан, таков сентябрь.
На Степана поят лошадей через серебро, то есть положив что-нибудь серебряное в воду.

16 АВГУСТА
Антон-вихревей. Исаакий-малинник
Каковы Антоны-вихревеи, таков октябрь.
По Исаакию октябрь.
Если ветер с вихрями – ожидай снежную зиму.
На Исаакия вихри – к крутой зиме.
Идет полным ходом сбор лесной малины.

17 АВГУСТА
Авдотья-сеногнойка, малиновка, огуречница. Семь отроков Эфесских
Семь отроков-сеногнои сено гноят.
Если дождь – все сено сгниет.
Как Авдотья, такой ноябрь.
На Евдокию срывают огурцы.
На Авдотью сбор малины – готовь плетенки.
Рясная малина – урожай на хлеб.

18 АВГУСТА
Евстигней-житник
Каков Евстигней, таков и декабрь.
На пожне вечером, как солнце закатится, так люди ревут (кричат). Если эхо далёко – то вёдро, а если близко – как к дождю (Пинежье).
Одной рукой жни, другой сей.
Одно дело делай, другое ведай.
День прозевал – урожай потерял.
Дай срок, что умолот скажет.
На Евстигнея едят сырой лук с хлебом, солью и квасом, отчего бывают здоровы и имеют свежий вид лица. В комнатах развешивают связки луковиц – чтобы воздух очищался. Убирают лук, а то репка не успеет высохнуть.

19 АВГУСТА
Второй Спас, яблочный. Преображение
Какой второй Спас, такой и январь.
В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.
Встреча осени. Осенины.
Второй Спас – срывают спелые яблоки.
Пришел Спас – всему час: плоды зреют.
На второй Спас освящают яблоки и мед.
На второй Спас и нищий яблочко съест.
Существовала вера, что на том свете детям, родители которых до второго Спаса не едят яблок, раздают яблоки, а тем, родители которых пробовали яблоки, не дают. Поэтому многие взрослые, особенно те, у которых дети умирали, до второго Спаса считают за великий грех съесть яблочко.
До второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
Второй Спас всему час – шубу припас.
На второй Спас бери голицы про запас.
Становится холодно к ночи.
С этого времени считается самый лучший посев ржи, если погода тому благоприятствует.
Посей под погоду, будешь есть хлеб год от году.
Со второго Спаса засевай озими.
Ко второму Спасу поспевает яровое (Нижегородская губ.).
Рожь, посеянная при северном ветре, родит крепче и крупнее.

20 АВГУСТА
Марины, Пимены
Пимены-Марины – не ищи в лесу малины.
Спустя лето по малину в лес не ходят.
День прошел – все свое с собой унес.
Быть-то оно было, да нас при том не было.
Если аисты готовятся к отлету, осень будет холодной.

21 АВГУСТА
Мирон-ветрогон
Каковы Мироны, таков январь.
Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном лете стонут.
Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по краску лету.
Ранние иней в конце лета – к урожаю будущего года.

23 АВГУСТА
Лаврентий
На Лаврентия смотрят в полдни на воду: коли тиха, то осень будет тихая, а зима без вьюг.

24 АВГУСТА
Евпл
Полагают, что в ночь на мученика Евпла на могилах ходят разные привидения: слышны свист, вой и песни, и бегает белый конь.

27 АВГУСТА
Михей-тиховей
На Михея дуют ветры-тиховеи – к ведреной осени; на Михея буря – к ненастному сентябрю.
Тихий ветер в сад – сухая осень в лес.
Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается.
Средний срок начала листопада.

28 АВГУСТА
Успение. Дожники, обжинки, оспожники
Ласточки отлетают.
Начало молодого бабьего лета (до 11 сентября).
С Успенья солнце засыпается.
Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается.
На Успенье огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить.
Озимь сей за три дня до Успенья и три после Успенья.
До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
До Успенья пахать – лишнюю копну нажать.
Успенье – дожинки.
Успенье – окончание жатвы, складчины, братское пиво.

29 АВГУСТА
Третий Спас, ореховый
К этому дню поспевают орехи.
Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зеленых горах холсты продают (Нижегородская губ.).
Третий Спас – «хлебный»: пекут пироги из нового хлеба.
Третий Спас хлеба припас.
На Севере варят толокно, говорят о прошедшем и будущем урожае.

31 АВГУСТА
Флор (Фрол) и Лавр (Лавёр) – лошадники. Конский праздник
Флор и Лавёр – кончай посев ржи.
Дожинки, досевки.
После этого дня посев ржи считается запоздалым.
Коли до Флора не отсеешься – фролки и родятся (цветочки).
Флоры – голы.
Смотрели у полыни корни: если побеги корня толсты – следующий год будет урожайным.
Огурцы солят.
Фрол-Лавёр – конский праздник.
Лошадей по общему и неизменному правилу кормят в полную сыть и ни в коем случае на них не работают, даже на скачках седлать лошадей не принято.
В день мучеников Флора и Лавра не выжигают тавра.
На Фрола и Лавра на лошадях не работают, а то падеж будет.
Умолил Фрола и Лавра, жди лошадям добра.
Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр.
Лошадей купали, завивали лентами их хвост и гривы.
В этот же день пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали его священнику.
На Флора и Лавра лошадей кропят святой водой.
С Флора и Лавра начинаются осенние утренники.
С Фролова дня засиживают (т.е. работают при огне) ретивые, а с Семена (14 сентября) – ленивые.


Вернуться
Главная страница





Hosted by uCoz