Круглый год  

Славянский календарь
Славянский календарь

АПРЕЛЬ
снегогон, зажги снега, заиграй овражки
Поговорки:
В апреле земля преет.
Солнышко с апрельской горки в лето катится.
Апрель водою славен.
Апрель всех напоит.
Апрельские ручьи землю будят.
Апрель с водою – май с травою.
Мокрый апрель – хорошая пашня.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Играй пока, матушка Ока, – апрель на дворе.
Апрель открывает ключи и воды.
Апрель богат водой, а октябрь пивом.
Апрельский цветок ломает снежок.
Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит, а мужик глядит – что-то будет?
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
Снег в апреле: внучек за дедушкой пришел.
Не ломай печи – еще апрель на дворе.
Первый апрельский дождь воза золота стоит.
Три дождя в апреле да один в мае – тысячи дождей стоят.
Приметы:
В апреле ясные ночи кончаются заморозками.
Синие облака в апреле – к теплу и дождю.
Днем жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде.
В конце марта – начале апреля прилетают скворцы.
Апрельский скворец – весны гонец.
Синка (трясогузка) прилетит, так через двенадцать дён река пойдет. Синка на лед садится, лед ножками топчет и растопчет (Пинежье).
В апреле ждут ледохода, смотрят, когда третья хвоя падет.
Перва, втора, третья хвоя падет, одна от одной через четыре недели.
Как третья хвоя падет, так через две недели и река пойдет – ледоход (Пинежье)
В апреле заготавливали соковицу – сладкий березовый сок, поэтому в древней Руси апрель назывался «березозол».
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Перестают топить в избах печи во избежание пожаров.
Для печения хлеба и варения пищи устраивают летние кухни или землянки (Воронежская губ.).

1 АПРЕЛЯ
Дарья-грязнопролубка, грязные проруби, грязная пролубница, засори проруби
Какова погода 1 апреля, такова и 1 октября, и наоборот.
Дарья – желтые или замаранные проруби, обгадь проруби.
Около прорубей начинает сильно таять и делается грязь, а вода становится желтая.
Ранняя весна – большое половодье.
С Дарьи холсты белят.
Стели кросна по заморозкам.

4 АПРЕЛЯ
Василий-солнечник, парник, теплый
Выверни оглобли: прекращается санная дорога.
С крыш свисают сосульки, с елок слетают чешуйки.
На Василия теплого солнце в кругах – к урожаю.
Если в этот день при восходе солнца видны на небе красные круги, то этот год обещает плодородие.

6 АПРЕЛЯ
Захарии и Якобы
Коли ночь теплая, то весна будет дружная.

7 АПРЕЛЯ
Благовещение
Поговорки:
На Благовещение весна зиму поборола.
Благовещенье – самый большой у бога праздник.
На Благовещенье и на Пасху грешников в аду не мучают.
Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год.
Покров не лето, Благовещение не зима.
Цыган на Благовещенье шубу сымает (продает).
Весна до Благовещенья или недели не достоит, или неделю перестоит. (Тамбовская губ.)
Зимний путь рушится за неделю до Благовещенья или неделю спустя.
Каково Благовещение, такова и святая (Пасха).
На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет.
На Благовещенье на суровую пряжу не глядят (запрет работы).
Под дымом не сидят (т.е. не готовят горячего и выходят спать в сени, в клети).
Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещенье.
Если на Благовещение курица или гусь снесет яйцо, из последнего высиживается урод или калека. (Воронежская губ.)
Приметы:
Если в день Благовещенья ветер, иней и туман – к урожайному году.
На Благовещенье дождь – родится рожь.
Мокрое Благовещенье – грибное лето.
На Благовещенье хороший улов рыбы.
На Благовещенье мороз – урожай на грузди.
На Благовещенье гроза – к теплому лету, к урожаю орехов.
Ведро в Благовещенье – к пожарам.
Коли в Благовещенье снег на крышах есть, так будет еще на Егорья в поле.
На Благовещенье солнечный день – пшеница уродится: если звезд мало на небе, то яиц мало будет (Воронежская губ.).
Коли ночь на Благовещенье теплая, то весна будет дружная.
В Благовещенье мороз – под кустом овес.
Нельзя на Благовещение надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь (Воронежская губ.).
Под Благовещение огней в избах всю ночь не тушат – лучше уродится лен, иначе молния все повыжжет (Тамбовская губ.).
С Благовещенья огня не дуют (дня прибыло, утром и вечером светло).
Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других огородных растений, когда они портятся, то посыпают их этою золою.
На Благовещенье сжигают зимние постели (солому) и перебираются спать в клеть.
Окуривают дымом одежду от зимы.
«Около Благовещенья в лес ездят уже только по утрам.
Растаявший днем снег ночью покрывается сверху ледяной корой, которая называется настом или чарымом, по насту легко можно ходить на лыжах, не рискуя провалиться в снег.
В это время обыкновенно рубят полозья, или облеса, из которых зимою делают сани» (Тюменский край).
Накануне Благовещения сеют горох.
Благовещенскую капусту мороз не бьет (т.е. из семян, собранных на Благовещенье из кочня).
Благовещенье без ласточек – холодная весна (Южные области)
Благовещенье – птиц на волю ощущенье.

8 АПРЕЛЯ
Гавриил, Василий
Какова погода 8 апреля, такова она будет 8 октября, и наоборот.
В день архангела Гавриила выверни оглобли из саней.
Василий – выверни оглобли, закинь на поветь, выскочи из куста. Это значит, что санная езда уже прекращается.
Зачерпни сапог, промочи подметки.
Все, что ни родится на день Гавриила, уродливо, неспоро.
Если прясть на Гавриила – работа не впрок.
В этот день женщины оканчивают пряжу, а тем, которые еще продолжают прясть после сего дня, говорят: «Не пойдет».

9 АПРЕЛЯ
Матрёна-настовица, полурепница
Матрены-настовицы – от насту, окреплого снегу или от настовиц – пигалицы, чибисы.
На Матрены прилетают чибисы.
Чибис прилетел, на хвосте воду принес.
На Матрену овсянка затягивает свою песенку: «Покинь сани, возьми воз!»
Чибис кричит с вечера – к ясной погоде.
Чибис летит низко – к продолжительной сухой погоде.
К. Матрене реки поднимаются, вздуваются. Говорят в эту пору «Щука хвостом лед разбивает»; «Вешний ледок, что чужой порог – ненадежен».
Матрену называют полурепницей оттого, «что поселяне отбирают годные репы для семян, что и составляет у них отдельную, неприкосновенную половину».

12 АПРЕЛЯ
Иоанн Лествичник
В этот день пекут из теста лестницы для восхождения в будущей жизни на небо.
На Иоанна Лествичника домовой бесится (до полуночи, пока не запоет петух).
Средний срок начала тяги вальдшнепов.
Если тяга вдруг прекращается – жди скорого похолодания или снега.

14 АПРЕЛЯ
Марья-зажги снега, заиграй овражки, пустые щи
Марья половодье начинает.
Полая вода и память о зиме уносит.
Весенней воды никто не уймет.
Если разлив на Марию Египетскую, то травы будет много.
С Марии снег и за колодой растает.
Лед ломается хрястно – ходить опасно.
Если лед сходит вдруг (быстро) – год будет легкий, хороший.
Марья – пустые щи: выходит запас капусты, изводится кислая капуста.
Захотел ты в апреле кислых щей!
Существует и иное объяснение соединения Марии Египетской с пустыми щами: Мария считается покровительницей раскаявшихся блудниц и блудников и судьей (на страшном суде) тех, кто не раскаялся, поэтому, например, в Тамбовской губ. почиталось за грех есть в этот день что-либо, кроме пустых щей. И в других местах день этот крестьяне проводили в воздержании.
Полагают, что в этот день просыпается домовой, и поэтому нужно обманывать друг друга. (День Марии Египетской по старому стилю приходился на 1 апреля.)
Обманывать знакомых – обычай, практикуемый среди городских жителей, где девушки «стараются обмануть как можно больше людей в той уверенности, что в таком случае женихи не проведут их, а, наоборот, они будут водить молодых людей за нос».

15 АПРЕЛЯ
Тит-Поликарпов день
Когда вешний лед по озерам и затонам не тронется, а потонет, год будет тяжелым.
Весенняя вода течет медленно – народу будет тяжело.
Коли лед не ушел, то лов рыбы будет плохим.
Не прошел лед – пуст перемет.
Поликарпов день – начало бесхлебицы.
До самого нета все было есть.
С одного конца нет, и с другого нет, а в середке и не бывало. На нет и суда нет.
Ни крохи, ни зерна, ни капли, ни волосу.
Всех и вся, и обедня вся.
У кого ничего, а у нас пуще того.
Ничего-то у нас и дома много.
Всякого нета припасено с лета.
С Тита-Поликарпа начинается интенсивное токование глухарей.

16 АПРЕЛЯ
Агафья, Никита
В западных губерниях «крестьяне в день святой Агафии освящают в церкви хлеб, натыканный кусками соли, и потом вешают этот хлеб на рога коров».
Коли на Никиту лед не прошел (на Оке), то лов рыбы будет плохой.
На Никиту водяной просыпается от зимней спячки. Рыбаки угощают водяного, утопляя (чужую) лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби да жалуй нашу семью!»
Водяной – «у него борода,.. как трава-то растет, тина-то сама. Вот с этой тины борода длинная. Волосы большие, тоже с этой тины. Тело такое, переливается, как рыбья чешуя, но это не чешуя. Ноги в воде» (Нерчинская обл.).

17 АПРЕЛЯ
Иосиф-песнопевец
Окна настежь – теплу дорогу застишь!
Иосиф-песнопевец в народном сознании оправдывает свое определение тем, что с этого дня начинает звучать голосок сверчка и впервые подает голос журавль.
Сверчки просыпаются.
Огородные сверчки начинают свои скачки.
Если сверчок кричит – время пахать под рожь. (Воронежская губ.).
Под полом едет барин с колоколом. (Сверчок.)
На печи кочет поет, спать Акульке не дает. (Сверчок.)
Маленькая птичка, а громко поет. (Сверчок.)
В этот день журавль в первый раз крикнет.

18 АПРЕЛЯ
Федул-ветряник
Пришел Федул – тепляк подул.
До Федула дует сиверок, с Федула – теплынью тянет.
На Федула растворяй оконницу.
На Федула пораньше вставай да оконницу отворяй (выставляй рамы).
Уставь соху, паши под овес.
Держись за землю-матушку – она одна не выдаст.
рестьянская доля на широком поле.
Не печь кормит, а поле, Земля-мать–клад.
Черная земля золотую рожь родит.
Земелька черная, а хлебец белый родит.
У пахаря рука черна, да хлеб бел.
Без хозяина земля – круглая сирота.
Земля без устройства и на кладбище не годится.
Земля заботу любит.
Землю уважай, будет и урожай.
Земля – кормилица.
Если на дне оврага пятно снега осталось с корову, пахать можно.
Около Федула появляются бабочки-крапивницы, оживают божьи коровки.

19 АПРЕЛЯ
Евтихий
На Евтихия день тихий – к урожаю ранних яровых.

20 АПРЕЛЯ
Акулина
Если на Акулину дождь – яровые плохие, калина хорошая.
Дождь на Акулину – хороша калина.

21 АПРЕЛЯ
Родион-ледолом, ледокол, ревучие воды; Руф
На Руфа дорога рушится.
Агафы-Руфы, земля рухнет (т.е. растает и будет принимать в себя воду).
Загадки о снеге:
Живет – лежит, умрет – бежит.
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.
На дворе горой, а в избе водой.
Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет.
Всю зиму смирно лежит, а весною убежит.

На Родиона-ледолома встреча солнца с месяцем: добрая – ясный день и хорошее лето, худая – ненастье и плохое лето.
В большинстве районов именно к Родионову дню приурочивают выражение: «Уставь соху, паши под овес».
Весной час упустишь, годом не наверстаешь.
Овес сей в грязь – будешь князь, а если оглобля мокра, так и вырастет метла.
Овес сеять хоть в воду, да в пору, а рожь – обожди часок, да посей в песок.
Хоть грязь топчи, а овес мечи.
Когда на дороге грязь, тогда овес князь.
Лягушка с голосом – сей овес.
Лягушка квачет, овес скачет (Воронежская губ.).
Когда дуб развернется в заячье ухо – сей овес.
Посев овса продолжается до тех пор, пока цветут яблочные и грушевые деревья, и пока не перестанут летать черные длинные мухи, которые вместе со цветом этих дерев пропадают; эти мухи называются овсяные.
Если кроты и хомяки весною начинают выбрасывать из своих норок землю, то это знак, что надо сеять овес (Воронежская губ.).
Овес и сквозь лапоть прорастает.
Овес сей, когда береза распускается.

24 АПРЕЛЯ
Антип-половод, водопол
Антип воду распустил.
На Антипу-водопола стоит полая вода.
Вскрываются реки, и вода бывает в разливе.
Примечают, что если начинается полая вода и не видно птиц (чибиса и рыбака), то это не настоящая полая вода.
Чибис прилетел, на хвосте воду принес (Тамбовская губ.).
Снег после половодья – большое для озими невзгодье.
Если воды не вскрываются, то лето плохое (Замосковье).
Половодье Антипа в овражке топит.
По Антиповой воде о хлебушке гадай.
В этот день медведь из берлоги выходит.
Появляются крапивные всходы.
Была бы водица, а зелень народится.
В некоторых местностях первый выезд в поле – на Антипа.
Клада не ищи, а землю паши и найдешь.
Кто ленив с сохой, тому весь год плохой.
Священномученик Антипа почитается «целителем разных человеческих болезней и в особенности утишителем зубной боли». «Иногда в случае зубной боли наши простолюдины прибегают к такого рода способу: берут мелкую монету и, подержав ее несколько времени на больном зубе, пробивают ее насквозь и вешают на икону св. Антипы в надежде, что он избавит их от докучливой болезни».

25 АПРЕЛЯ
Василий Парийский
Василий Парийский землю парит.
Антип воду льет на поймы, Василий земле пару поддает.
Запарил землю Василий – выверни оглобли, закинь сани на поветь.
Медведь в этот день обязательно должен встать и выйти из берлоги.
Зайцы бегают днем.
Заяц дорогу перебежал – к неудаче, беде.

27 АПРЕЛЯ
Мартын-лисогон
На Мартына лисица норы меняет: старые на новые.
Переселение лисиц в новые норы, ворон – в новые гнезда.
На Мартына на лисиц нападает курячья слепота.
Ворон купает детей и отпускает в отдел (в раздел).

28 АПРЕЛЯ
Пуд
На святого Пуда доставай пчел из-под спуда.
У кого медок и маслице – у того праздничек.

29 АПРЕЛЯ
Ирина (Арина)-рассадница, разрой берега, урви снега

Около 29 апреля лед в реках и озерах, по народному замечанию, начинает таять у берегов, отсюда – Иринья-урви берега.
Полая вода подмывает берега.
Ирины-рассадпицы – сей капусту на рассадниках.
Сибиряки ждут вскрытия Иртыша.

30 АПРЕЛЯ
Зосима-пчельник
В этот день вывозят пчел на пасеки. По выставлении становят посреди пасеки стол, покрытый чистой скатертью, на него хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной утрени свечу. Потом, помолясь Зосиме и Савватию, обходят вокруг пасеки с зажженною свечою, кропят ее освященной водой. После этого над дверью, через которую вносят на пасеку ульи, вбивают кол и произносят:
«Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, приноси мед в свои ульи. Как осетр-рыба бежит в море, так моя бы пчела ко мне, рабу божию, летала на пасеку. Как из столбовых рек и протоков бежит сильная рыба в море, так бы ко мне, рабу божию, моя пчела летала со всех круговерхов, из темных лесов, с лугов, с болот, с топей, с черных грязей, из чистого поля, набравшись, напившись желтыми восками, садились в свои ульи со всем смиренством, с плодом и с повозом, господу богу на славу, а мне, рабу божию, в пожиток, во веки веков, аминь».
Открыв летки, произносят:
«Как океан-море из всех рек и протоков собирается и силен бывает, как полая вода дюжа и сильна бывает, ломает лес и урывает берега, несется через острова и кусты, зеленые луга и болота заливает, так бы у меня, раба божия, пчела в пасеке сильна и дюжа была, несла мед со всех четырех сторон, с лугов, с топей, черных грязей, из чистого поля, из темных лугов и от синего моря и со всякого цвета, завела б себе детей, ощущала б сильные рои, работала б сама себе, в люди не ходила б и к себе чужую не пущала б, со всех сторон четырех оборонялась».
От нападения чужой пчелы поступают еще так: делают из осинового дерева три кола и, перекрестясь, вколачивают их посреди пасеки, потом, положив в них веник, говорят: «Садитесь, чужие пчелы, на осиновые колы и на веник и отсюда не отходите».
Без бога – ни до порога, а без Зосимы-Савватия – ни до улья.
Рой родится – Зосима-Савватий веселится.
Пчела знает, где мед брать.
На какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош.
Бели пчелы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся, если нет – вишень не будет.


Вернуться
Главная страница





Hosted by uCoz